Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Полярный Урал, г.Пай-ер, р.Тань-ю - Войкар

Куда приводят мечты?

Приводят к движению – умственному и физическому. Можно помечтать, облениться и обо всем позабыть, а можно «выйти в интернете» на знакомый сайт http://skitalets.ucoz.ru/ и с удовольствием прочитать строки: «Состоится поход. Приглашаем всех желающих». Вот, пожалуйста, наметилась новая точка отсчета. Жизнь «заиграла» в ярких красках. Нам непременно надо отправляться в путешествие: «Мы ведь не были на Полярном Урале».

Вот Мы и  собрались на Полярный Урал…

МЫ – это компания из 10 человек – любителей природы и новых впечатлений.

Представимся:

1. Олег + Ира Щ.
  2. Сергей + Ира Л.
  3. Юрий + Галина
  4. Даниил + Ксения (Кася)
  5. Денис + Алена

Поход планируется водно-пеший.

Планы были  достаточно прозаичны: мы должны доехать на поезде до станции Полярный Урал, далее на вездеходах  перебраться через Уральские горы (перевал Хараматолоуский) из Европейской части материка в Азию до среднего течения реки Бур-Хойла. Оттуда планировалось совершить 3-дненый радиальный выход к вершине Пай-ер (самая высокая вершина Полярного Урала). По возвращению к реке: сбор байдарок, сплав (р. Бур-Хойла, р. Тань-Ю, озеро Варчато, р. Варчатовис, р. Войкар и озеро Войкарский сор). С поселка Шурышкары отправиться на метеоре до г. Салехарда, затем паром до г. Лабытданге и возвратиться на поезде домой. Все.

И тут началось. Да здравствуют, непредвиденные обстоятельства!

31.07.2015 Галина, Денис и Алена выехали из Минск до Москвы  на рейсовом  автобусе. Утром 01.08.2015 г. прибыли в Москву. Организовали двухчасовую экскурсию по Москве, погуляли по ТЦ, время провели с пользой. В 20-30 01.08.2015 г. оперативно заняли места в плацкарте поезда «Москва-Лабытнанги».

Оставшиеся семь участников выехали из Минска в 07-00 01.08.2015г. на микроавтобусе на Ярославль, забив его под завязку байдарками и рюкзаками. Уже ночью мы загрузились в поезд в соседний вагон к нашим друзьям, и вот вся компания в сборе. Время в дороге пролетело незаметно. Соседи в вагоне были общительные и веселые. За окном «проплывали» красивые пейзажи.

Через сорок три часа мы перенеслись из лета средней полосы в лето северное (на шорты и футболки одели лыжные штаны и куртки, а вместо панамок – вязанные шапочки).

Разница во времени составляет два часа.

03.08.2015 г. на часах 14.10 по Московскому времени и + 2 часа по местному. Наша станция Полярный Урал. Поезд стоит 1 минуту. Нас 10 человек… Как мы выгружались и с какой скоростью тяжело описать, но если взять еще тот фактор, что не было платформы и со встречных рельс шел поезд, то происходило это очень забавно.

Нас должен встречать вездеход, но его нет. Начинает накрапывать дождик, принимаем решение ждать в комнате отдыха на станции (помещение очень чистое и теплое)! Достаем коврики, оставшиеся ссобойки, карты и вечер проходит весело.

Погода меняется с какой-то невероятной частотой: солнце, ветер, дождь, ветер, солнце, дождь, дождь, дождь.

От перевозчика получили сообщение, что над поселком Полярный и в окрестностях идет очень сильный дождь и вездеход приедет только утром, причем их будет 2 вместо одного.

Организовали первую экскурсию и фотосессию. Недалеко от станции расположен символический знак-указатель «Европа-Азия».

04.08.15

А у нас сегодня праздник: у Каси Л. - День рождения.

Погода радует - солнечно (на ощутимый ветер никто не обращает внимания). 12-00 приехали два вездехода. Рады мы: путешествие начинается; рады и работники вокзала (они не привыкли к многолюдной компании пассажиров с багажом, которые задержались на длительное время): мы освободим здание вокзала; рады и перевозчики: мы их дождались.

Загрузились быстро. Вещи уложили только на один вездеход–тягач ГТ-Т2 (байдарки сложили на багажнике, а рюкзаки в салоне вездехода), на него же и уселись.

Шесть человек расположились внутри вездехода, четверо - сверху. Пустой вездеход ГАЗ-3403 («ГАЗон») выехал вперед, а мы на втором вездеходе последовали вслед за ним.

Правила поведения на вездеходе и в вездеходе во время движения достаточно просты: желательно зафиксировать тело в укромном местечке между вещами и смотреть, что бы на тебя не упали другие вещи или участники похода (если кого-то тошнит от тряски, тогда лучше путешествовать наверху вездехода).

Мы двигались вдоль Уральских гор  к  реке Елец, далее к подножию Харамотолоуского перевала. Сами уральские горы невысокие (напоминают больших котов, которые греются на солнышке), но все в «снежных шапках», предгорья  покрыты травой и мелким кустарником. Местность в основном болотистая. Много морошки и грибов.

Нас сопровождают любопытно-трусливые серо-рыжие зайцы. Красота в горах неописуемая. Переезжали ручьи: Нангытеганом, Новысоим и небольшую речку Яйю. Остановки были со стороны западного склона гор с тригопунктом «Шлем», между вершинами Верблюд-горы. Насобирали много грибов и морошки.

Наше продвижение напоминало вездеходо-ралли. Мы прокатились по камням, по болоту, по ручьям, были невероятные спуски и не менее захватывающие подъемы, но одно из переживательных зрелищ было впереди.

Харамотолоуский перевал: достаточно крутой, по нему тянется сухое русло верховьев ручья, рядом прослеживается подобие дороги с двумя зигзагами (поворотами), щебенистый грунт.

Впереди идущий вездеход сходу начал подниматься на вершину между камней и выступов горных пород. Гусеницы вездехода потеряли сцепление с грунтом и он пополз вниз. На каком-то камне его развернуло поперек дороги и у него слетела правая гусеница. Знаете, смотреть как «обувают» вездеход, который стоит под внушительным наклоном, зрелище не для слабонервных. Далее вездеход пробует доразвернуться, чтобы спуститься вниз, но опять потерял гусеницу. Данные действия повторялись многократно.

Начало быстро смеркаться. Мы решили расположиться здесь на ночлег. Ночевать собрались в вездеходе так как на склоне было очень влажно. Нашему вездеходу нужно было переместиться на более ровное место, но он не смог завестись. Технические неполадки.

Итог дня: яркие звезды в небе, завывающий ветер, деревьев нет, хвороста нет, кустарники не горят, вода есть, два вездехода сломались, но День рождения никто не отменял.

Сервируем праздничный стол: грибной суп, салат из капусты, торт и коньяк.

Зажигаем свечи. Данька Щ. устроил «феерверк» (благо в тучку не попал и дождик не пригласил на наш праздник).

Ребята подарили Касе Л. гитару (с красным бантом). Несмотря на то, что мы не смогли преодолеть перевал, отнеслись к обстоятельствам  с пониманием. Наши гитаристы (Сергей К. и Кася Л.) начали концертную программу, а мы стали ловить «романтику…».

У нас гость. Его зовут Андрей. Путешествует один. В горах шел сильный дождь и он решил спуститься вниз. Он из г. Пермь. Бывший энергетик. На вид ему лет сорок, но он оказывается уже пенсионер. Андрей в армии был танкистом, поэтому разбирается в ремонте гусеничных машин. Андрей и наш Юра стали помогать ремонтировать вездеход, у которого слетела гусеница.

Пробовали накормить ужином наших механизаторов и Андрея, но они наотрез отказались. Хотели до наступления полной темноты отремонтировать ГАЗон, который застрял на склоне. ГТ-Т2 к счастью завелся и съехал на более-менее ровную площадку.

Все было хорошо, пока не вспомнили рассказы, что здесь встречаются медведи. Мы очень быстро «взлетели» на наш вездеход, на нем и уснули (в тесноте, но в безопасности).

05.08.16

Рассвет. Нас приветствует солнышко и ощутимый ветерок.

ГАЗон не отремонтировали и он ночевал на склоне под очень сильным наклоном…

День близится к обеду. Мы в растерянности. Ремонт ГАЗона продолжается.

Путь на Хараматолоуский перевал был рискован. Поэтому было принято решение: ГАЗон остается и продолжается его ремонт экипажем и Андреем (гостем). Мы, туристы, на втором вездеходе, возвращаемся обратно к Верблюд-горе. Оттуда будем двигаться в сторону Хойлинского ущелья, поднимаясь к верховьям ручья Правый Кечпель, что бы поближе подъехать к западному склону горы Пай-ер. ГАЗон должен был нас догнать у ручья Правый Кечпель.

Итак, в путь: «… эта песня хороша, начинай сначала». Не доезжая Верблюд-горы, поворачиваем  на запад и пересекаем реку Харута ниже впадения ручья Янасшор в реку, поднимаемся чуть выше и движемся вдоль западного склона гор Полярного Урала (виднеются участки долины р. Харута, местность лесистая). Едем: счастливые, полны энтузиазма, любуемся горами, очень  «просим небесные силы не посылать нам дождь и снег». Выезжаем к Харутским болотам и тут наш вездеход со всего размаха (наш водитель решил ехать немного правее основной колеи) шлепается в болотную «ванну» (это произошло у левого притока реки Харута).

Теперь мы тонем в болоте.

Позади нас метров 80, а впереди метров  800 залитой водой травы с бугорками, поросшими ивняком. Вдалеке виднелся лесок.

Попытка выехать из ямы задним ходом, а также развернуть вездеход, закончилось тем, что машину засосало в болотную жижу до самых фар.

Просидели в болоте часов восемь. Но нам не было скучно, мошки и мухи «развлекали» нас как умели. Наши мужчины по очереди пробовали обрубать берега ямы, ничего не получилось, так как под кочками через 15 см оказалась мерзлая земля. Из дальнего леса Сергей К. и Юра хотели срубить лиственницу и принести бревно, но сил не хватило, т.к. надо было и бревно нести и по кочкам прыгать.

Как наш водитель собирался выбраться из этой передряги мы не знали, так как в вездеходе не оказалось абсолютно никакого инструмента?

В сумерках Данька Щ., Кася Л., Ирина Л., Алена К. и Галина К. пошли искать сухое место для установки палаток. Но когда мы услышали звуки движения какого-то транспорта, а при ближайшем рассмотрении это был наш второй вездеход, то радости нашей не было предела. Ура. Путешествие продолжается.

Хотя по карте от реки Харута до реки Правый Кечпель расстояние не большое, но дорога оказалась очень долгой. Ребята были продрогшие. Палатки мы ставили ночью. Ужинать абсолютно не хотелось.

Потеря во времени была довольно значимой, но мы еще и представить не могли, какие нас ждут приключения.

06.08.15

Погода нас балует. Солнышко «не капризничает», тучки «не надоедают», только очень ветрено.

У нас быстрый завтрак. Собрали палатки, загрузились в вездеход и двинулись дальше. Нам предстояло преодолеть небольшое расстояние (12-15 км) по правому берегу реки Правого Кечпеля. При подъезде к горам выехали на старую дорогу и стали двигаться вдоль подножья массива горы Пай-ер. Доехали до ущелья Правого Кечпеля и спустились вниз к ручью.

Остановка. Полдень. Сергей К. с помощью газовых баллонов вскипятил воду. Кася Л. помогла ему приготовить суп из быстрорастворимых пакетиков. Перекусили. Установили две палатки. Ветер очень сильный. В лагере остаются Сергей К. и Юра, остальные участники похода и Андрей собираются подняться на вершину горы Пай-ер (это высочайшая точка Полярного Урала). Спутниковый навигатор показывал расстояние до вершины горы 5 км. Группа рассчитывала вернуться к ночи, руководитель не стал разубеждать участников в этом, хотя допускал возвращение группы только к утро.  Ночи в это время достаточно светлы, поэтому при наличии «задержки» в горах, это не критично.

В Минске прорабатывался маршрут восхождения на Пайер с восточной стороны (со стороны бассейна реки Бур-хойла), с западной стороны восхождение не прорабатывалось. Поэтому, когда выяснилась, что Андрей из Перми уже поднимался с этой стороны на Пайер и готов стать гидом, возражать никто не стал. .

Подъем  (от лагеря) у нас продолжался восемь часов. Вначале он был не сложный, двигались по горам по северо-западному гребню (погода радовала, дыхание «замирало» от захватывающих видов), но что бы дойти до самой горы нам пришлось преодолеть так называемые «жандармы». Это семь кусков отдельно стоящих отвесных скал, чуть присыпанных камнями. По ним пришлось ползти около километра, то  поднимаясь, то спускаясь. Все это на высоте примерно 1400 м. Нас еще накрыл туман (видимость была не более 5 метров). Ощущения не из самых приятных, но про себя хочу сказать, я была рада, что не видела дна пропасти, голова хоть не кружилась. По самым верхушкам скал, надо было идти по хребту метров двадцать пять, а ширина хребтов была от метра до полутора. Такого стресса у нас давно не было. Далее преодолели еще две снежные шапки (плато) и наконец-то нашли пик горы (на вершине горы гололед,  минусовая температура), сняли записку, оставили свою. Гора в разных источниках меняет свою высоту, но, в общем мы поднялись на 1472 м. Порядочно стемнело. Огромное облако «приплыло с нами поздороваться» и пошел дождь. Камни были мокрые и быстро покрывались тонким слоем льда. В десять вечера мокрые и замершие (на волосах были сосульки, ресницы в инеи, нос и щеки покраснели и начали пощипывать) мы начали спуск. Спуск и дорога к лагерю заняли около двенадцати часов. Дул шквальный ветер мы старались быстрее спускаться и терять высоту (выше 1000 м было обледенение, а ниже 1000 м температура была немного выше нуля). Мы даже на пару минут не могли остановиться, так как тут же замерзали. Камни были сыпучие, во льду и очень скользкие. Два раза просто натыкались на бездну. В тумане мы немного сбились с маршрута. От мороза или по другой причине,  на GPS-навигаторе «слетели» карты, пришлось пользоваться старой методикой. Олег достал компас, распечатанные карты данного р-на, сориентировавшись на местности, было принято решение двигаться дальше на спуск. Участники обрадовались, что не нужно карабкаться вверх для поиска «потерянной» тропы, это было бы очень тяжело.

В горах было очень красиво: то из тумана вырастает каменный исполин, то слышишь небольшой шум подземного ручейка, а потом начинаются сочиться камни и уже вниз с гор весело бежит открытый взгляду ручеек. Потом мы наткнулись на очень красивый водопад. Он не обозначен на карте. А на рассвете очень красиво переливались снежники - от серого до золотисто-розового цветов.

Пока мы поднимались на гору Пай-ер, в лагере погода стала ухудшаться. Облака затянули все небо и все погрузилось в туман с мелкой моросью. Механизаторы занялись техническим осмотром и мелким ремонтом своих вездеходов. Юра пошел бродить по склону горы в поисках интересных камней, потом они с Сергеем К. дошли до озера Кечпельты и водопада, который не позволяет подниматься рыбе в озеро. С наступлением темноты Сергей К. и Юра прошлись к подножию горы и вернулись в лагерь. Ребята были очень взволнованы нашим отсутствием.  Механизаторам, зная сюрпризы «своей природы» тоже было не «по себе». Всю ночь у одного из вездеходов были включены фары. Мы, для оставшихся в лагере людей, создали очень стрессовую ситуацию.

В лагере этой ночью никто не спал.

07.08.15

В лагерь мы вернулись утром в синяках и ссадинах, в разорванных штанах и измазанных куртках (были похожи на обмороженных бродяг).

Дежурные по лагерю встретили нас со слезами, а Механизаторы - с большим облегчением. Да мы и сами не знали, что делать от стресса. Прекрасно понимали, что с нами произошло: «Горы не прощают оплошности».

Большое спасибо Андрею. Он очень нам помог.

В течении трех часов мы отогревались и сушили одежду, некоторые из ребят решили поспать. Ира Щ и Олег приготовил картошку с тушенкой. Это был наш завтрак.

Сергей К. сообщил группе о своем решении оставить группу и возвратиться домой.

Вначале похода Олег Щ. сформировал экипажи байдарок:

Олег Щ. (капитан), Ирина Щ. (матрос) плывут на «Таймень-2»;

Сергей К. (капитан), Ирина Л. (матрос) плывут на «Щука-2»;

Даник Щ. (капитан), Кася Л. (матрос) плывут на «Таймень-2»;

Денис Р.  (капитан), Алена К. (матрос) плывут на «Таймень-2»;

Юра (капитан), Галина К.(матрос) плывут на «Таймень-2».

Ирине Л. надо тоже было принимать решение об отъезде, но с ней уехала бы и дочь  Кася Л.  Началась цепная реакция…

У всех настроение резко ухудшилось.

Механизаторы сообщили, что смогут нас забросить только в  район нижнего течения реки Хойлы, а затем вернуться в ближайший населенный пункт для заправки.

В обед мы тронулись в путь. Вернулись вниз по р. Правый Кечпель по своему следу на накатанную дорогу. Переехали р. Средний Кечпель, р. Левый Кечпель справа обошли гору Кечпельмыльк, спустились к реке Юньяга, перешли ее и вышли по левому берегу ее долины к насыпной технологической дороге в нескольких километрах от Холинского месторождения баритов (заброшенное в 90-х годах). Остановились мы в заброшенном поселке по разведке и разработке баритов. Здесь решили загрузить дрова, так как остановка у нас намечалась р Хойла (восточной) выше границ леса.

Далее мы проезжали болото с камнями, потом путь лежал по размытым до каменных глыб спускам, и таким же подъемам. ГАЗон  «постоянно разувался» (цепь спадала) и чинился.

Заночевали мы между озером Верхняя Хойла и маленьким озером расположенном выше его, перед перевалом Европа-Азия, на месте старого бурового лагеря. Виды завораживают: с одной стороны гор садиться солнце, а с другой - поднимается луна. На небе приветливо светили звезды, порывистый ветер нас не покидал ни на минуточку. Теперь он дул со стороны озера. Палатки от ветра загородили вездеходами.

Наконец-то нам удалось приготовить полноценный ужин (продолжает «кухарить» Сергей К., в помощниках у него Ирина Л. и Кася Л.), немного согреться и обсушиться у костра.

08.08.15

Утро. Нас встречает северное солнышко. Тепло, свежо. От костра доносится приятный запах, приготовленного завтрака.

Сегодня (может быть) закончится наше «гусеничное» путешествие. Мы уже стали забывать, что поход наш пеше-водный. Больше он напоминает «северное сафари на вездеходах»

Едем дальше до реки. Преодолели Хойлинский перевал, выехали на хорошую дорогу (хорошая дорога предполагает, что при тряске пломбы в зубах остаются на месте, а ваши глаза не ударяются о ваши зубы). Путь продолжили к водоразделу рек Хойла и Правая Пайера. Поднялись на гору над рекой Правая Пайера  и обалдели от потрясающей красоты на открывающиеся виды Войкаро-Сыньинского массива, долины Правой и Левой Пайер с ручьем Пайтывис, долиной реки Тань-Ю и Малого Урала. Далее на фоне безмятежно-голубого неба выступала снежная вершина горы Пай-ер.

Мы в предвкушении отдыха.

Дорога размыта. Проехали лес до реки Правая Паейра. Оказались на площадке старой подбазы Пятиречье. Далее двигались по дороге в сторону реки Бурхойла. Переехали реку Левая Пайера. Воды много. По новой дороге выехали на место слияния Бурхойлы и Левой Пайеры, напротив скалы на другом берегу. Нашему взору открылась прекрасная площадка. Конец нашему транспортному путешествию. 15-00 часов - разгружаемся. Прощаемся с нашими механизаторами, Андреем и Сергеем К. За время дороги у нас сложились прекрасные взаимоотношения.

Итак, до водной части маршрута вместо десяти часов мы добирались пять дней. Увидели Уральские горы, предгорья, болота и реки во всей красе и непредсказуемости.

В результате к намеченной точке стапеля мы не добрались, а доехали до реки Тань-Ю (ниже по течению на 20 км). Место это называется Пятиречье.

Полудневка. Отдыхаем. Солнышко греет и даже припекает. Мошка не надоедает, так как ветерок ее разгоняет. Устанавливаем палатки. Мы с большим удовольствием отмылись от пыли вездеходов. Устроили постирушки и сушку. Дежурные Галина К. и Юра. Юру на дежурстве заменяет Алена К., так как наши мужчины быстренько достали удочки и пошли рыбачить. Приготовили обед-ужин. Ура. Открыли сезон рыбалки. Первую рыбу (хариуса) словил Юра. (В течении дня Юра что-нибудь постоянно терял. Это оказалась хроническая привычка. Он у нас заработал прозвище «Наша великая Потеряша»). Кася настроила гитару и начала играть. Мы тихо ей подпевали. Это был теплый, безмятежный вечер. Спать легли далеко за полночь.

09.08.15

Утро прекрасное. Спокойное. Вода очень мягкая, сочиться сквозь пальцы, когда опускаешь руки в реку (такое ощущение, что пальцев касается бархат).

Дежурные Ира Щ. И Олег Щ.

Очень приятно выпить с утра чашечку ароматного кофе или чаю. Проснулись.

У нас полудневка, Олег Щ. запланировал начать сплав на байдарках по реке на 15,30 часов по местному времени.

Приводим себя и вещи в порядок, собираем байдарки, упаковываем вещи и продукты в гермомешки (получаются огромные.)

Собрали 4 байдарки «Таймень-2», и как вы понимаете, в одной байдарке должны были плыть втроем. Жесть!

На наше место приехали москвичи (они добирались до реки из г. Салехарда 10 часов). Два человека начали заниматься лагерем, а четверо сразу же побежали рыбачить.

15.30 – мы начали сплав. Байдарки - перегружены.

В верховье реки мы тянули байдарки «волоком» (байдарки метров 200 мужчины вели по воде вручную, а женщины, с самым дорогим – удочками, шли по берегу), так как по руслу было много  камней и двигаться приходилось против солнца. Берега высокие и каменистые. Течение в реке очень быстрое, а вода прозрачная и вкусная. С берега невозможно определить глубину, настолько чистая вода. Комары, мошки, гнус просто отъедались на нас. Не представляем как можно привыкнуть к этим насекомым. Но нам сказали, что местные жители тоже от мошки очень страдают. (И опять про медведей – рассказ Юры: «Если встретите медведя, то надо кричать и убегать, а не стоять истуканом». Честное слово не хочется это проверять на практике). Пробовали еще ловить рыбу. Ничего не получалось. А рыба наглая такая, плавает рядом и не заглатывает нашу наживку.

Мы вышли на обрыв и перед нами открылась великолепная панорама. Под «ногами» сливаются пять рек, а вдали уральские горы и виднеться вершина Пайера.

Спускаемся с обрыва и встречаем группу из г. Нижний Новгород. Они приехали на рыбалку. Она у них удалась, но секреты рыбной ловли не выдают. Может нет настроения. У них неприятности. Байдарку на камнях всю переломало. Пробуют разрезать оболочку и достать из воды. Вода очень холодная. Долго находится в воде не могут, выходят на берег.

Мы продолжает путь. Сели в байдарки, пробовали идти, но ничего не вышло: шиверы и очень мелко,  выходим, идем еще метров 300 по берегу. Ира Л. продолжает идти по берегу с гитарой и удочками т.к. после отъезда Сергея К. Олег Щ. принял решение, что в его байдарке экипаж будет состоять из трех человек, но  байдарка очень оказалась перегружена. Решили, что на следующей стоянке рапакуем «Щуку» и Олег Щ. будет сам управлять ею, а Ирина Щ. и Ирина Л. продолжат свой путь на «Таймене». Опять садимся в байдарки и пробуем грести Алена К. и Денис Р.  первый раз на горной реке: маневрировать не получилось, у них – оверкиль; Галина К. не слушает Юру. Зато у Даника Щ. с Касей Л. полное взаимопонимание. Они оторвались от основной группы и искали стоянку. Их внимание привлек дымок на левом берегу. На стоянке отдыхали рыбаки из г. Ярославля.

Знаете, чем мне нравятся путешествия? В них встречаешь очень много интересных и необычных людей. На этой стоянке мы познакомились с «гуру рыболовной ловли». Его аккаунт в интернете «Легенда». Он очень знаменитый журналист из г. Ярославля. Нас накормили сырой рыбой хариусом и готовой ухой из хариуса. Было вкусно. А когда мы с сытым чувством благодарности относили котелок с минским приветом, нас угостили  еще засоленной рыбой с соевым соусом…ммм… Был праздник живота. Нам рассказывали секреты рыбной ловли на данном маршруте. Мы еле дождались утра, что бы услышанное применить на практике. Вечер удался.

10.08.15

Утро. Олег вместе с Юрой ушли на рыбалку. Но очень скоро они вернулись неся в лагерь подосиновики. Т.к. ведра на грибы было мало, Олег, сняв штаны, «набил» их до отказа грибами.

С утра очередной подарок от наших соседей – противень с жареным хариусом. Завтрак был сытный.

К нашей стоянке подплыли ребята из г. Кировска (путешествуют на надувных лодках). Они забрасывают удочку и через минуту вытягивают хариуса, опять забрасывают удочку и опять вытягивают рыбу. За десять минут возле них на берегу лежало двенадцать хариусов. Потом им еще попался таймень. Это же не рыба, это небольшой крокодил, а зубы у нее больше чем коренные у человека. Очень было интересно наблюдать за борьбой человека и рыбы. (Забегу вперед: мясо у этой рыбы достаточно грубоватое, не зря она относится к хищникам).

Денис и Юра быстренько стали ловить рыбу рядом. Получилось. Оттачивают мастерство рыбной ловли.

Олег собрал «Щуку». Вещи распределили на пять байдарок.

Время 15-00. Стали на воду.. Опять мелкие шеверы переходят в зыбкую гладь. И так поочередно раза четыре. Посреди реки много островов. Берега галечные, то слева, то справа по руслу реки встречаются насыпи и становиться мелко. Мель приходиться на скорости «перескакивать». Порожек: начало – шbвера, конец – большие камни. Чисто по струе не пройти, надо сместиться вправо. Юра с Галей К. сели на камень. Остальные экипажи прошли чисто. Мы прошли примерно 10 км. Река с небольшими перекатами резко поворачивает вправо, красиво огибая небольшую поляну. Место достаточно продуваемое (но на мошку это не влияет). мы разбиваем лагерь на песчано-галечном берег. Выгружаться удобно.

Юра опять решил половить рыбу, а остальные ребята хозяйничают у костра. Жарим рыбу. Сюрприз от Галины К. - малиновое варенье. Варенье густое типа мягкой карамели (вначале пробовали из бутылки выдавливать, потом выкручивать, но в конце концов – бутылку разрезали). Вкус необыкновенный.

День подходит к концу.

Кася Л. играет на гитаре, костер ей «подпевает» (потрескивают дрова). Небо переливается багряным цветом. Такой красоты мы еще не видели.

11.08.15

Вчера мы прошли совсем маленькое расстояние. Сегодня в планах нагнать упущенные километры.

Река Тань-Ю петляет вправо, влево. Берега были каменистые, каменисто-галечные, а сейчас меняются на болотистые.

Ближе к обеду увидели хорошо обозначенную поляну с дровами и средством для мытья посуды. Кто-то подготовил. Молодцы! Берег высокий.

Погода портится. Тучи на небе на перегонки стали «бежать в нашу сторону». Мы оперативно натянули тент, и не зря. Пошел дождь. Пообедали. Дождь прошел. Опять в дорогу. По пройденным километрам мы еще не укладываемся в график.

На часах уже 21.00. Даник Щ. и Кася Л. поплыли вперед на поиски стоянки. Река постоянно петляет и превращается в ленивую полоску воды и берега стали болотистые (мест для стоянки вообще нет, одно болото!)  Вот на таком болоте мы опять встретили группу из г. Нижний Новгород (мы увидели дымок от костра, на берегу - катамаран решили подойти). Четверо ребят вышли на берег и стали помогать нам вытаскивать байдарки на берег.

Место ужас, все «хлюпает». Мы очень продрогли. Ребята (Алексей(г. Москва), Юрий Александрович, Сергей,  Сергей (г. нижний Новгород) – молодцы , начали нас отогревать чаем с вкусными конфетами. Время поздние, надо выгружаться, переодеваться и ставить палатки. Мы присоединились к костру наших соседей. Готовим ужин (пошли разговоры о маршруте, горах и реках, о рыбалке, грибах и ягодах). У нас - гречка с тушенкой, а у ребят - болонеза на костре. Угощаем друг друга. Сергей (г. Нижний Новгород) достает простынь и вешает между деревьев, и с усмешкой говорит: «Сейчас будем фильм смотреть…». Достает проектор, устанавливает на пенек, включают фильм «Женщины против мужчин». О таком вечере мы даже и мечтать не могли. Пьем чай, смотрим фильм и даже «не квакаем».

Ребята из г. Нижний Новгород путешествовали полностью экипированные: с бензопилой, с мясорубкой, с передвижным кинотеатром, и на катамаране, оборудованном мотором. Нам очень повезло, так как и у нас впоследствии появились напиленные дрова, какао с лепешками, рыбные котлеты, шоколадные конфеты, да еще и просмотр фильмов был обеспечен. Эти ребята уже в течении пятнадцати лет, ежегодно собираются и выезжают на рыбалку только на реки Урала.

12.08.15

Утро. Ох, уж эти козявочки-мошечки, мухи-цокотухи. Не успели мы проснуться, а они уже нас целой компанией поджидают. Вышли мы из палаток. Ешьте нас, ешьте.

Быстро завтракаем и спешим выбраться из «гостеприимного» болота.

Наши соседи оставляют нам большой запас рыбы (окуня и щуки) и покидают лагерь чуть раньше нас.

Договорились встретится на стоянке после озера Ворчато.

Плывем целый день. Приходится все время грести. Наш женский экипаж постоянно отстает. У них лодка перемещается от одного берега к другому (усилий тратят много, а толку никакого. Зато не унывают, с веселым настроением догоняют остальных). Пробуем ловить рыбу.

Берега пошли высокие, но такие же болотистые. Увидели небольшую поляну с травой в рост человека. Мы даже не смутились: как говориться ноги и в руки и вперед – начали активно утаптывать траву,  что бы подготовить места для палаток и костра.

Юра на ужин впервые приготовил копченого окуня - это объедение.

Надоело вести здорово-спортивный отдых. Жахнули.

Начали пить чай и увидели вдалеке лодку. Она направлялась к нам. Это были ребята Володя и Андрей из г. Москвы. Не успели мы их угостить горячим чаем, как за ними приплыли наши давние знакомые: кировские ребята. Они тоже не могли долго найти место для стоянки.

На поляне хватит место всем. Добро пожаловать!

13.08.15

Утро немного пасмурное, прохладное, ветреное. Сегодня нам надо пройти озеро Ворчато. От нашего места отдыха до озера 2-3 км. У самого озера с правой стороны располагается «шикарная» стоянка. Само озеро примерно 12-15 км. Если проходить озера держась левого берега, то путь будет более короткий, но берега болотистые, а если держаться правого берега, то путь гораздо увеличивается, зато в случае непредвиденных обстоятельств можно остановиться на берегу.

Для себя мы увидели на другом берегу озера, какое-то светлое пятнышко (дом губернатора). Решили держаться этого ориентира и по возможности быстро пройти озеро. Олег определил расстояние между байдарками: не более 10 м.

Поднялся ветер, появились волны. Тяжело грести.

Рядом «идут» ребята из г. Москвы: Андрей и Володя. Ребята и г. Кировска поплыли вдоль левого берега.

Слева увидели небольшой островок, решили сделать остановку на нем  – отдохнуть.У нас у каждого сухой паек. Пьем чай с сушками.

Дальше держим ориентир на часовню, это еще один остров впереди и просто красивое место с цивилизацией.

Выглянуло солнышко. Озеро мы практически переплыли, справа остается домик губернатора, а мы входим в русло реки Варчатовис  и начинаем искать с правой стороны знакомый катамаран и ребят.  Стоянка оказалась шикарная. Берег пологий в мелкой гальке и песчанике. Причаливаем. Нас ждут и рады встрече. Ребята приготовили нам какао и испекли лепешки. Готовим ужин, а в это время топиться банька. К нашему берегу подплывают москвичи. Совместно поужинали.

Вечер пролетел незаметно - собралась большая и веселая компания. Андрей (г. Москва) очень хорошо играет на гитаре и поет. Юрий Александрович развлекал нас своими историями из туристической жизни, а потом решил еще и спеть под свой аккомпанемент. Мы обалдели. Потом расхохотались. Играть не умеет, петь не умеет, но  зато как душевно и с чувством это делает. Пришлось восхищаться. Ха-ха. Попробовали посмотреть фильм. Не смогли. Пошли спать.

14.08.2015

Какое приятное начало дня: солнышко - и светит и греет. Мошки пока не много и мухи куда-то пропали. Завтракаем, собираем палатки и вещи. Мы отправляемся в путь. С нами параллельно собирается сплавляться Андрей (г. Москва)на надувной лодке.  Новгородские ребята остаются на дневку. К ним присоединяется Володя (г. Москва).

В пути вспоминаем прекрасные моменты и время проведенное вместе с другими туристами. Природа вокруг очень живописная (вокруг много красок: от серо-голубого, золотисто-розового до салатово-зеленого).  На правом берегу на небольшом пригорке расположены домики рыбацкой артели. Там раньше пекли хлеб. Сейчас их восстанавливают. Похоже, что собираются сделать базу отдыха.

У нас тоже возникла идея здесь остановиться на полчаса. Нашли поляну с подосиновиками, все крепенькие, один в один. За 5 минут собрали 4 ведра. Потом поели черники (сладкая-пресладкая). Восторга «море».

Отчаливаем. Река спокойная Войкар. Мы гребем и гребем. Погода портится. Становится очень пасмурно. Ищем стоянку на обед.

Слева немного вдалеке от берега стоял какой-то домик с красной металлической крышей. Мы поздно его заметили. Проплыли. По правому берегу в основном растут кусты, а вот слева встречаются отмели. Увидели небольшую поляну. Причаливаем и быстро натягиваем тент. Во-время! Пошел очень сильный дождь.

Приготовили обед.

Мы решили здесь остаться на ночевку. Андрей продолжил путь дальше в полном одиночестве. Мы не смогли уговорить его переждать непогоду и отпустили с большими волнениями.

Часа через два показался знакомый катамаран. Он мчится к нашему берегу с очень большой скоростью. Теперь мы встречаем ребят  из г. Нижний Новгород и «отогреваем чаем».

Они разбивают лагерь по-соседству, теперь можно ходить гости…

Дождь идет. Вода в реке заметно поднялась. Переносим байдарки подальше от воды. Палатка Дениса Р., Галины К. и Алены К. полностью промокла, но мы решили ее все равно использовать: сгрузили туда все гермомешки, освободили место под тентом. Новгородцы нам напилили много дров. Костер мы перенесли поближе к тенту. Кое-как обустроились. Ждем хорошую погоду.

15.08.2015

Целый день дождь. Занимаем себя разными развлечениями. Рассказываем анекдоты и интересные истории.

16.08.2015

У всех надежда, что утром не будет дождя…  Не тут то было…

Себя приободряем: «Дождик тоже надо, да и дневка не помешает.» Вода опять сильно поднялась, пришлось переносить байды подальше от воды. На обед планируются оладушки с яблочным вареньем. Вкуснотища! Вечером играли в «крокодила», само классно получился осьминог у Юры. Насмеялись. Потеряли день.

17.08.2015

Хорошее настроение и нет дождя. Сразу после завтрака вышли на воду. После дождя вода поднялась, правда клева нет. Течение быстрое, так что шли самосплавом, к берегам близко не подплывая (грунт подмыт, есть вероятность, что упадет дерево).

По берегу реки много брусники. Зрелая, ароматная и вкусненькая. Собирать ее можно только пару минуточек, потому что, на тебя тут же набрасываются все летающие насекомые и начинают кусать, грызть.

Стоянка небольшая. На ужин плов.

18.08.2015

Утром познакомились с местными лодочниками. До поселка наших лодочников примерно 17 км и мы решили преодолеть это расстояние на веслах. Река разливается на несколько рукавов. Мы придерживались левого берега, в результате сделали большой «круг». В поселок мы приплыли часа в два дня. Раскладываемся, высушиваемся, пакуемся. Узнаем как добраться до поселка Мужи и сколько это нам обойдется. Договорились. Загружаемся. Плыли примерно 2 часа. Вот и цивилизация, поселок Мужи, пристань. Первом делом пошли в магазин и прогуляться по поселку. Смотрим расписание на метеор. Новости не из приятных - метеор прибудет только завтра (19.08.2015 г.) утром. Ночевать пришлось в зале ожидания (за определенное «вознаграждение»). Поборы администрацией  пристани  - 200 руб./чел.

19.08.2015

Юра как всегда на рыбалке - словил щуку прямо у пристани. Очень доволен.

Проснулись рано. Наблюдается движение людей. Ждем метеор «Мужи-Салехард».  Загрузились и 3,5 часа плывем до пункта назначения. У местных  жителей (пассажиров) интересуемся куда можно сходить и где купить рыбу. Город Салехард это не поселок Мужи! Мы посетили музей и рыбозавод. Купили рыбные консервы, они у них очень, ну очень вкусные. Цена на маршрутку и автобус в городе одинаковая. День близиться к вечеру. Речной вокзал в г. Салехарде закрывается в 20.00 по местному времени. Ночевать не где. Но не все так просто как кажется, во-первых можно из г. Салехарда до г.  Лабытнанги  и не уехать суток трое в связи с погодными условиями, а во-вторых надо найти машину, чтобы мы с вещами смогли добраться до парома (потом предстоит переправа на пароме, для легковых машин и для микроавтобусов, грузовых разные очереди (на пароме 10-20 минут и вы уже в другом городе), а там еще до самого вокзала  г.  Лабытнанги).  Вопрос решили – мы на вокзале в г. Лабытнанги. Это уже конец нашего путешествия по северному Уралу.

Наш поезд 21.09.2015 г. утром. На вокзале все условия для жизни и приветливый персонал. Сидели душевно, вспоминали наш поход.

Познакомились с местным населением. Народность – Ханты. Очень много у них суеверий, культуру свою чтят. Не могу сказать, что они гостеприимны. Они молчаливы и такое ощущение, что тебя просто терпят. В деревнях зарабатывают тем, что ловят рыбу и охотятся. Возрождают стада оленей. Уклад жизни у оленеводов практически не меняется. У хантов развита резьба по кости и дереву. Мы встретили местного учителя,  он рассказывал, что дети, в большинстве, очень хорошо рисуют, способны в математике.  В музее в г. Салихарде мы видели юрту в натуральный размер. Наряды у местных бабушек тоже очень яркие и многослойные, и поняли, что если в костюме присутствует много ярких цветов, то он считается очень красивым.

Дома у них строят на сваях, потом чем-то утепляют и снаружи зашивают металлопрофилем. Цвета тоже выбирают самые яркие. Это наверное из-за постоянного тумана и долгой зимы: хоть как-то глаза отвлекаются на яркие цвета.)

20.08.2015

Ночь на вокзале прошла удачно. Идем на экскурсию в город (город по сравнению с г. Салехардом маленький и скучный). Прогулялись, купили продуктов в дорогу. Этих два дня пребывания в г. Лабытнанги  подвели итог нашего отдыха, вспоминали веселые и не очень моменты, все что с нами случилось и что еще может случится.

21.08.2015

С утра по-раньше проснулись. Позавтракали и ждали уже нашего поезда «Лабытнанги-Москва». В поезде на ужин ставили опыты по приготовлению оставшейся гречки. Рецепт: помыть гречку и замочить ее в горячей воде на 2-3 часа, посолить, завернуть в одеяло.   Получилась рассыпчатая и вкусная гречка. Это было прикольно!

22.08.15

Прибыли в г. Ярославль. Галина К., Денис Р. и Алена К. продолжат путь до Москвы, а мы дальше на автобусе до г. Минска. Разгружаемся и переносим вещи, вначале в здание вокзала. Юра пошел за своим микроавтобусом на стоянку. Помогает переносить вещи Денис. Юра подогнал машину. Загружаемся. Ярославль – спит. Улицы города в районе вокзала не освещены. Проезжаем центр. Подсвечены некоторые исторические здания, стены кремля темные, только в глубине двора  видна очень красивая церковь.

23.08.15

17.00 мы дома - в Минске. Устали читать описание, да? Это вкратце.

Если интересно, то обязательно сохраните себе в заметках адрес  сайта: http://skitalets.ucoz.ru и начинайте (продолжайте) путешествовать с нами.

До новых встреч.

Отчет от перевозчика.

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (22.11.2016)