Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Приполярный Урал, реки Балбанью - Кожим (2013)
Перейти к первой части
часть 2

27 июля. Когда ходишь в поход небольшой группой быстро проявляется маленький недостаток – очень часто приходится дежурить! И снова, здравствуйте - мы с Сашей дежурные. Но проснулись не от звука будильника, а от того, что остальные члены группы требовали завтрак, причем настойчиво.

Сценарий нашего утра изо дня в день не менялся: приготовили завтрак, покушали, вышли.

Оказывается, пешая часть похода вчера не закончилась, а все еще продолжается. Не река, а сплошная терка. Местами настолько мелко, что приходилось покидать насиженную и согретую пятой точкой сидушку и выходить из лодки.

На пороге возле гротов кильнулись Олег с Ирой. А все из-за несогласованности действий. Нужно было капитану провести предварительный инструктаж с матросом, чтобы в процессе движения не возникало непонятных ситуаций. У нас с Сашей была другая беда: мы постоянно «находили» камни. Тут уж дело в матросе – слабая оптика. Ну как говорится: выбранному матросу в зубы….ой!

Двигались мы по такой схеме: 10 метров плывем, 100 – идем. Да, водники не плавают, они ходят.

На последнем пороге за базой «Сана Вож» Олег с Ирой совершили заплыв во 2-й раз.

Посмотрев на это безобразие, Саша меня высадил и с Толей провел нашу байдарку. Там же и решили сделать стоянку.

Обед запомнился вкусными щами и отдыхом.

Справа от стоянки красовалась скала. Только ленивый не сбегал на нее.

Пока все предавались ничегонеделанью, Саша отправился на рыбалку. Только и в этот вечер у рыбы были свои планы J.

Вот и ужин подоспел. Гречневая каша с тушенкой, приготовленная Ромой под чутким руководством Сергея.

После ужина у нас снова были незапланированные гости – прибежала какая-то мадам, навела страха, настоятельно рекомендовала просматривать следующие пороги и убежала. Вот те раз!

В качестве культурной программы выступила игра «Крокодил». Толя сразу отказался играть, сославшись на приступ сна. Играли мы недолго – половина участников была как пленные французы. Вскоре игра сошла на нет и все тихо-мирно пошли спать.

28 июля. Вся жизнь - театр, а люди в нём - актёры. В театре звучит 3 звонка. У нас перед завтраком всего лишь 2. Для меня, наверное, так и останется загадкой как народ умудряется так рано вставать.

Так как на Балбанью пороги только нумеруются, то довольно тяжело восстанавливать хронологию событий.

Хочу лишь отметить невероятную красоту здешней природы.

Все пороги характеризуются обилием камней,

не дают уснуть экипажу прижимы к скалам.

За весь день я мысленно несколько раз искупалась, но благодаря обдуманным командам и действиям капитана мои фантазии не воплотились в реальность.

Во время обеда была несмелая попытка начала дождя, но небеса смилостивились над нами и вода была только снизу.

После последнего порога мы нашли прекрасную стоянку рядом со скалой.

Вечером состоялся праздник живота: макароны с тушенкой и Snickers к чаю. После ужина большая часть группы могла с легкостью сравнить себя с колобком, поэтому, чтобы не выкатиться из палатки, немного прогулялись по берегу.

29 июля. Снялись со стоянки. Прошли пару порожков с осмотром.

Вот и закончилась река Балбанью. На Кожиме первым был порогу Манюку.

Опасность заключается в том, чтобы пройти прижим к скале.

Мы с Сашей заняли позицию для фотографирования. Уже было даже страшно смотреть на то, как остальные проходят порог.

Вот и настал наш черед. Сашины слова, можно сказать, стали роковыми: «Смотри аккуратно, а то нас размажет». А что было потом?!

Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Я только запомнила, как отмахнулась от скалы веслом, а потом долго не могла выбраться на поверхность воды.

Меня выбросило на скалу.

Вишу и думаю: «Хорошо, что ногти обрезала, а то совсем не смогла бы держаться».  Ребята пытались бросить мне морковку. Кажется, целую вечность разматывали они веревку. Когда силы закончились, пришлось выпустить скалу из рук. Я попала в струю, и она вынесла меня в безопасное место. Тут уже Толя подхватил меня на Щуке. Выйти на берег не было сил.

На берегу началось оказание первой медпомощи: сначала напоили водкой, потом корвалолом и натерли виски аммиаком.

Замечательный получился коктейль. Чтобы вытерпеть такую гадость, пришлось залезть в заначку и достать леденец. Пока меня приводили в чувства (хотя я вовсе и не собиралась терять сознание), Саша спасал наши вещи. В итоге, в Кожим канули противень и водоросли для суши.

До следующей стоянки нужно пройти еще один порог. Пришлось преодолевать чувство страха, чтобы сесть в лодку к Олегу. Успешно прошли порожек.

Вот и стоянка.

Разложились. Справа у нас в соседях компания на «Щуках», слева – группа на катамаране. Было решено устроить тихий час. Но тут Толя испортил всю малину – словил хариуса и у Саши сон как рукой сняло.

В результате на десерт мы ели слабосоленого хариуса. Такое может быть только в походе.

За ужином жахали за то, что этот день благополучно закончился.

30 июля. Уже с утра как-то хмурилось и сердилось небо. Чтобы задобрить небесную канцелярию принесли в жертву каменной бабе по конфетке из заначки. Одновременно с нами снимались наши соседи на «Щуках» и катамаране.

По пути встречаются сплошь небольшие шиверки.

В одном месте остановились и ради интереса закинули спиннинг. Есть! Огроменный хариус.

Что ни заброс, то рыба на крючке. Мы с Ирой едва успевали чистить. Наловили целое ведро.  Начинающийся дождь ясно дал нам понять, что не стоит задерживаться и нужно идти дальше.

Как на зло по пути не встречалось подходящего места для стоянки. А дождь то затихал, то снова начинался. А мы все шли и шли, хотя уже все изрядно замерзли. Голову начинают посещать грешные мысли – где «аптечка?» Вдруг видим дым на берегу. На оборудованной стоянке стали наши знакомые уже катамаранщики. Места для еще одного лагеря там не было, но мы хотя бы погрелись у костра.

Буквально в 5-10 минутах хода мы нашли для себя местечко. На достаточно высоком берегу пустая стоянка!

На обед изменили традиции: не стали готовить ни щи, ни суп гороховый из пакетиков. У нас была уха! Прошу заметить не рыбный суп.

Погода благоволила тому, чтобы между обедом и ужином промежуток коротали сном. Договорились, что ужин будет в 8-9 часов. Мы с Сашей дежурные, поэтому навели будильник. Просыпаемся и ё-кэ-лэ-мэ-нэ – 9 часов, проспали!

Народ голодным останется. Но благо все плотненько в обед поели и поэтому никто не роптал по поводу позднего ужина. Говорят, Серега пытался играть на гитаре, пока мы спали. Но я не слышала, а если не слышала, то значит - и не было этого.

31 июля. На удивление погода радовала солнышком. Начали собираться, и выяснилось, что адмиралу нездоровится. Однако это не помешало ему выполнять свои непосредственные обязанности, т.е. руководить действиями группы. Он подавал команды из палатки. "Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать", — Петр Капица (академик).

Все-таки вышли. Из-за дождя уровень в реке поднялся см на 20. Поэтому гребля в тот день была опционной функцией. Можно было слегка направлять лодку. Течение несло само.

Как в калейдоскопе сменялись пейзажи за бортом.

Солнце, отражаясь от воды, слепило глаза. Рот не закрывался от удивления красотой, созданной природой.

Вечером не нашли оборудованной стоянки и пришлось стать «дикарями» на берегу. Уже с вечера было свежо. Того и гляди ночью замерзнем. За ужином впервые пили за нас молодых и красивых, то бишь за дам. Поужинали и легли спать.

1 августа. Хм…наверное, быстрое течение реки слегка не на руку капитанам: нельзя позверствовать над матросом, не устроишь дедовщину с криками «Греби бля». Река все делает сама, она несет.

Эмпирическим путем было установлено, что максимальный КПД рыбной ловли можно получить, забрасывая спиннинг на перекатах. Но тут уже вся ответственность по управлению судном ложится на матроса (все еще зависит какие у него плечи: хрупкие/нехрупкие).

У рыбаков начался звездный час – клевало без перерыва. Но рыба настолько верткая, что много сходит с крючка. Поэтому еще одно ответственное задание ложится на матроса – содействовать транспортировке рыбы с крючка в байдарку. А еще лучше – не давать рыбаку ценных советов.

Где-то в районе обеда нашли стоянку, хотели стать, но решили пойти дальше. А рыба все ловилась и ловилась. Наконец, нашли подходящее место со скалой любви. Романтика!

Когда чистили рыбу, услышали гул мотора, пришлось экстренно свернуться и рыбу спрятать в кусты. Чайки, которые были нашими соучастниками, тут же начали свидетельствовать против нас: они с криком и боем делили рыбные потроха.

В коллективе назревает волнение: кто-то хочет идти дальше, а кто-то стать на дневку и сделать баню. Решили все-таки идти дальше. На ужин приготовили походные суши: разложили рис по краям мисок в форме бублика (ну или геометрической фигуры тор), а вовнутрь положили рыбу, огурец и сыр. Стол тоже сервировали в японских традициях.

Я у Саши поинтересовалась «А будут ли гейши?!», но он как-то скромно умолчал. Все разошлось на ура. Даже Рома оценил наше творение, т.к. до этого он категорически отказывался есть с нами малосоленую рыбу.

Также состоялось посвящение Ромы в водные туристы: он съездил на противоположный берег, попытался наловить рыбы и привез нам с Ирой по букетику цветов. Вот такой был интересный вечер.

2 августа. Быстро сложились и вышли. В собратии рыбаков было решено сильно не зверствовать. Красота начинала потихоньку заканчиваться. Чувствовалось приближение цивилизации.Вот уже во второе наше с Сашей дежурство на обед уха. В районе моста антистапель. Пришлось очень быстро собираться. Война войной, а ужин по расписанию. Даже успели гречку сварить. Отправили Рому на ближайшую ж/д станцию, попросить, чтобы поезд остановился на нашем полустанке. Вероятность удачи 50 на 50. Но все-таки поезд тормознули. Первая мысль, когда зашли в вагон – откуда столько черных (жителей Закавказья, черта с два их разберешь)?

Доехали до Инты, начального пункта нашего путешествия. Вырисовывается радужная перспектива остаться на вокзале до 5 августа – билетов на Москву нет. Силой коллективного разума нашли вариант ехать на перекладных: сначала до Котласа, потом Москва и Минск. В итоге в Инте придется перекантоваться одну ночь.

3 августа. Ночью постоянно просыпались от шума: зал ожидания оккупировали все те же жители Закавказья. Они то ли футбол смотрели, то ли ностальгировали по Родине и слушали народную музыку, но было очень шумно. Определенные неудобства доставлял местный вокзальный бомж, посягающий на наш коврик.

Т.к мы с Сашей все еще дежурные, то перед нами поставлена задача максимум – накормить завтраком группу. Возле вокзала в ближайших кустах нашли кострище и сварили овсяную кашу. Честно сказать на чае мы схалтурили за что получили выговор от Адмирала.

После завтрака было решено организовать культурную программу и съездить в «город». Главная и она же единственная достопримечательность – водонапорная башня, построенная пленными немцами. Еще посетили краеведческий музей. Из всей экспозиции мне наиболее запомнилась коллекция минералов. Так и хотелось прихватить с собой кусочек раухтопаза. Как резюме по завершению поездки – унылый и пыльный город с большим количеством продуктовых магазинов.

Тем не менее, к обеду мы слегка припозднились, но нас все же дождался вкуснейший гороховый суп.

Погода в тот день была хорошей. У нас появилась возможность слегка просушить шкуры от байдарок. А то боюсь не доехали бы они до Минска. Разложив свои сырые вещи возле здания вокзала, мы краем уха слышали отголоски концерта в честь дня железнодорожника.

Мало того, что за весь поход не было ни одной бани, так еще зиру и барбарис зря провозили. На тему «готовить ли плов?!» разразились целые дебаты. Дежурные Толя и Рома выдвигали контраргумент – невозможность отмыть котел в наших условиях. Все остальные ратовали за вкусность и обещались помочь в приготовлении. Казалось, что и остальные «жители» зала ожидания вот-вот присоединяться к нашему спору. Всем стало интересно: что же победит – рис или вермишель!?

Плов готовили совместными усилиями. И, видимо, он компенсировал отсутствие бани своим фееричным вкусом. Потом Толя с обиженным видом пытался отмыть котел.

В 2 с копейками ночи поезд до Котласа. Хоть на постели чистой поспим.

4 августа. Проснулись – поели – поспали - поели и так не помню сколько раз. В 20-40 Котлас Южный. Выгружаемся. Главное здание вокзала на ремонте. Переходим в пригородные кассы. Ни разу не Lux. Выбираем свободный закуток. В противоположном углу группа пешеходников.

Вечером сходили за хлебом и заодно осмотрели местность. Город не впечатлил, ни одного фонаря.

Все приготовились ко сну, заняли свои поло-места как вбежала тетка Глаша и сообщила, что спать нам здесь вообще не положено, мол портим ауру касс. Но потом внезапным приступом подобрела и разрешила поспать до 5 утра.

5 августа. Утро началось не от сигнала будильника, а с крика все той же тети Глаши: «А-а-а, хорошо вам спится? Сейчас люди придут. Вставайте!» Встали. Умылись. Кто-то сэкономил 15 рублей, сходив пописать в кусты.

Начали грузить вещи в поезд и обнаружили, что Ира пропала. Стали искать, дали объявление: «Щаснович Ирина, ваш поезд отправляется через 5 минут, хватит бегать по магазинам». И буквально сразу же она нашлась. Оказывается, Олег неверно проинформировал. Думала, что поезд в 8 часов отправляется, а не в 7-20.

Едем. Наши соседи по вокзалу оказались и нашими соседями по поезду. Они из Днепропетровска. Рассказали нам о своем походе, одарили горным хрусталем. Спим, едим, играем. По заведенной традиции праздничный ужин – бутерброды с икрой трески и бальзамчик для сердца и души. Песни под гитару.

6 августа. Приехали в Москву. Перетащили вещи с Ярославского вокзала на электричку. Пока я караулила их, ко мне подошел бомж, напевающий песенку, и говорит: »Я тебя сейчас пристрелю!» Эх, умом Россию не понять…Благо скоро подтянулись остальные и стало как-то спокойнее. Без приключений доехали до Белорусского вокзала. Времени оставалось мало, и поэтому успели только пробежаться за российскими конфетами, загрузились в поезд и уехали.

Голубой вагон бежит качается

Скорый поезд набирает ход

Ах, зачем же этот день кончается,

Лучше б он тянулся целый год.

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (05.09.2013)