Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Путешествие по Южному Уралу - река Белая (Агидель)

03.08.2018

Наш поезд «Барановичи-Караганда» отправлялся в пятницу вечером (≈21.00) из Минска до столицы Башкирии города УФА. Вещей у всех было много, а нас было 8 человек из Минска и 1 турист, Стас, из Москвы (с ним познакомились позже).  Наши белорусские проводники становятся все бдительней, и к перевесу относятся с каждым годом строже. Поэтому те участники, которые предусмотрели эти проблемы, они упаковались компактно и продумано. А кто «прощелкал», тому не повезло. С них взяли доплату за перевес, предварительно взвесив каждую их авоську.  Хочу отметить, что прогресс дошел и до наших поездов, правда, не в каждый вагон. Но нам повезло, у нас хорошо работал кондиционер, и при жаре на улице 27⁰ -30⁰ в вагоне было комфортно. Другим участникам повезло меньше.

05.08.2018

За два дня мы доехали до УФЫ. Она нас встретила дождем и красивой радугой. Турист из Москвы, Стас, встречал нас на пироне. Очень симпатичный человек с «еврейским юмором». Это было в 18.00 по Минску и 21.00 по местному времени. Оперативно созвонились с водителем, загрузились и тронулись. Башкирский водитель по имени Расим, доброжелательный, но слегка  «раззеватый», на выезде из платной стоянки умудрился уронить талон в лужу. И автошлагбаум не открывался, пока он не собрал все разбросанные талоны в округе. Правда, ни один из них так и не подошел, все равно пришлось заплатить дополнительно, чтобы выехать со стоянки. Зато, он оказался лихим «шумахером» и, не смотря на спущенное колесо, он быстро домчал нас до реки. Это было около 3-х часов ночи. Мы быстро под его зажженные фары поставили палатки, попили чай и «набоковую».

06.08.2018

Утро. Солнышко. Вокруг красота. Для стапеля очень удобная стоянка на противоположном берегу от турбазы «Агидель» возле поселка «Кага».

Да, хорошо, что руководитель предусмотрел, и мы запаслись дровами по дороге. Так как, на стоянке все, что можно было вырубить, было вырублено и сожжено. Собрались, вкусно пообедали  и в путь.

Погода хорошая, шли в удовольствие, купались.

Не смотря на это, прошли положенные 20 км. На ночь остановились в красивом месте напротив скальной гряды, где виднелись парочку входов в пещеры. На ужин дежурные приготовили «зачетную» ячневую кашу. Я пробовала впервые, с тушенкой вкусно.

07.08.2018

Утро. Солнышко. Любота. Сходили в пещеры.

Для меня это были первые пещеры – мне понравилось.

Сначала подъем в гору и вход в небольшое углубление, в другую - надо было только ползком на локтях и коленках.

Интересно, необычно,  новые впечатления. Доползли до упора, в небольшой комнате развернулись, пофоткались, посмеялись и поползли обратно.

Как хорошо было (!!!), когда выползли на свет божий.

В хорошем настроении шли дальше по реке Белой и купались. Воды в этом году воды маловато, поэтому где-то выскакивали на мелкие участки. Так весело, на «расслабоне» мы прошли 20 км.  Во время обеда был дождь и мы потренировались натягивать Андрюхин тент.

Пока мы натянули, дождь и закончился. Вечером к себе на стоянку пригласили местные туристы-башкиры. Баньку протопили для нас, на гитаре сыграли.

Спасибо им большое!  Опять дежурные, молодцы, вкусный ужин приготовили, особенно сухарики от Леши пришлись ко времени и месту. Посидели у костра и спать. В этот день прошли 22 км.

08.08.2018

Утро.

Туман или это мы в туче? Непонятно, но тепло и хорошо. На завтрак зачетные цветные макароны и сюрприз от завхоза Светланы: мини-«бутики» лимон + сыр + мармелад, с кофе вкусно. На реке красиво, по берегам скальные выступы причудливой формы,

идем - фотографируемся.

Сегодня встречаются перекаты и мели, сложных препятствий нет. Идем интересно и нескучно, особенно Руслану с Таней, они порвались на «ровном месте», потом ремонтировались. Главное, что к самому обеду успели.

Сегодня проходим мимо деревень.

Аккуратные и ухоженные домики в красивых местах.

Местные жители – башкиры, очень приветливые и трудолюбивые, держат много разной живности (коровы, лошади, овцы, гуси и т.д…….),

занимаются пчеловодством (по берегам встречаются пасеки). Целый день тянутся деревни, плавно переходя одна в другую. К вечеру ударила гроза, пошел хороший дождь, все промокли до нитки, а потом опять тепло и РАДУГА.

За деревнями стали на стоянку. Прошли сегодня 30 км.

09.08.2018

После деревень очень красивые берега, высокие скалы.

Стало прохладнее, но светит солнышко.

Идем, любуемся красотой, фотографируемся.

Посетили очередную пещеру.

У Руслана с Таней сегодня фотосессия. Сегодня по плану нам надо дойти до Бурзяна. Обедали в красивом месте на лугу, вокруг березы, сосны, напротив скалы. Расслабились и прозевали, как корова стащила у нас почищенную картошку, приготовленную для супа. Сытые и довольные пошли дальше. После обеда заметно похолодало, поднялся ветер, посыпал мелкий дождь. Остановились в Бурзяне, народ пошел по местным магазинам. Узнали, как выбираться из нашей конечной точки (расписание автобусов, контакты местных водил можно найти возле диспетчерской автостанции). Вечерело, пошли дольше искать место для стоянки. Часть группы, во главе со Светланой, решала отдельно вопросы с «добираловкой»,  протусовались  до сумерек. Потом ночью догоняли нас. Не у всех выдержали нервы. Самыми стойкими оказались – самые молодые, Аня и Лёша. Молодцы, дошли. Как раз к ужину успели, угостили всех местной «Медовухой». Легкий, приятный напиток, типа  сбитня или кваса. Хорошо посидели у костра и «набоковую». Света с Андреем до нас не дошли и заночевали где-то сами. Сегодня прошли 31 км.

10.08.2018

Прохладное утро. Все делятся своими слуховыми галлюцинациями: кому-то слышалось жужжание пчел, другим комаров….  Таня с Русланом ночевали под звездами и видели, что это дрон кружил над нашими палатками. Непонятно только откуда он взялся и с какой целью??? Завтракаем, ждем Свету и Андрея. Стасик, который из Москвы, после ночного прохождения по реке «не в духе». К полудню мы опять все вместе и идем на веслах. Сегодня холодный ветер. Напротив «Большого амфитеатра», это такие очень красивые скальные выступы на правом берегу, стали на обед-перекус. Молодцы дежурные постарались, створили кулинарный изыск – салат из свеклы с чесноком, грецкими орехами и майонезом. Было вкусно, опять же печенье Стасика очень вовремя пришлось. СПАСИБО.  К вечеру дошли до намеченного места – пещеры «Миндигулова». За этот день прошли  около 20 км. Ночь была холодная с ясным звездным небом. Таня «тестила» свой спальник, спала на улице, ей понравилось. А вот Руслан, пожаловался, что замерз один в палатке.

11.08.2018

Утром встали, позавтракали. Стасик с нами попращался и отчалил.  Решил, что ему лучше с другой группой (соотечественники из Оренбурга роднее).

И вот она пещера: вход с воды, подходим на байдарках, потом вползаем на «корточках», постепенно выпрямляемся. Дальше коридор делится на правый и левый лабиринты. Пошли в правый, камни скользкие, темно, надо карабкаться вверх, подтягиваясь на руках…… Как я это сделала до сих пор не знаю, но добрались мы  до самого верха, в потолке узкая щель и лаз с поворотом налево. Я смогла «вщемиться» только до пояса – дальше никак, повернули обратно. Поползли в левый лабиринт – тоже очень скользко. Для подъема вверх упираемся спиной в одну сторону туннеля и ногами в другую. Так «раскарячившись» и цепляясь за любые выступы, мы поднимаемся по вертикальному причудливой формы туннелю. Интересно, красиво. Камни мокрые и холодные, долго держаться за них невозможно. Пробовали фотографироваться – иногда получалось. В самом конце туннеля фонарик слабо светил, пришлось скорей возвращаться. Совсем плохо было видно и мы промахнулись мимо выхода, поняли, что опять карабкаемся в правый коридор. Вернулись, «наощупь» нашли низкий лаз – выход. УРА! Свет и солнышко! Как хорошо на белом свете! Попращались с Хозяйкой «медной горы» и поблагодарили, что она позволила нам побывать у нее в гостях. Потом заготовили веников для запланированной на вечер бани и пошли дальше по реке. Стали на стоянку, покушали вкусного борща. На месте нам не сиделось и полезли мы на скалу, что на противоположном берегу так и манила нас к себе. Быстро взобрались по «сыпучке» на красивую вершину. «Обозрили» с высоты орлиного полета Южный Урал. Красота, просторище! Увидели, что Андрюха, которого оставили топить баню, сладко дрыхнет в теньке под березой.  Но мы не дали ему завалить порученное дело. Как «гаркнули» во все горло – и разбудили. Вечером попарились, покупались под звездами. И опять завхоз Светлана нас удивила – оладушки, со сгущенным молоком – КЛАСС!

Кстати, пока ползали по скалам, в меня впился клещ. Мы его благополучно извлекли, но надо иметь ввиду, что на Южном Урале они есть. За этот день прошли  около 5 км.

12.08.2018

Есть прекрасное место на нашей земле – Башкирия, расположилась на юго-западе Уральского горного хребта. Украшение этого места  - Белая река, воспетая в песне Юрия Шевчука (ДДТ). По берегам луга разноцветий с обилием бабочек и стрекоз, встречаются пчелиные пасеки (башкир-пчеловод предлагал поменять 0,5 л. меда на бутылку водки, от денег отказался, в других местах можно было купить). Река протекает между горных выступов и скал причудливых форм и разных цветов. Вдоль всего нашего маршрута сосновый лес в «перемешку» с березой. И дров хватает и очень красиво. Особенно хочу отметить – вообще НЕТ КОМАРОВ, ни одного. Может потому, что август? Непонятно, но после Карелии, Полярного Урала и даже Беларуси – это просто «балдежь».

Возле нашей стоянки на реке шумит небольшой порожек. На нем местные туристы-рыбаки ловили рыбу – поймали несколько хариусов (мелкие, с северными не сравнить). Рыбаки рассказывали, что в этом году рыбы мало. Ранней весной, чтобы избежать большого паводка, спустили воду с водохранилища через платину. Вот и результат: часть рыбы погибло, часть ушла в верховья. Короче, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Утро. Ласковое солнышко. Сборы. Вкусный завтрак. Вышли на воду. Вскоре на левом берегу сказочно красивое место «Грифон Таравал». Подземная река выходит из-под скалы, мощным потоком разливается по камушкам и веселыми ручейками стекает в Белую реку. Вода, из грифона намного холоднее, чем вода в реке. Одно из значений слова "грифон" - это река, бъющая ключем из скальных пород. "Таравал" - это одноименная река, являющаяся притоком Белой, частично уходящая под землю.  В тени скалы прохладно, сквозь камни проросло дерево причудливой формы. Мы сфотографировались, набрали воды с собой, напились, умылись, самые закаленные даже окунулись – «омолодились». И пошли дальше, впереди нас ждала СКАЗКА. Вскоре, километров через 5  на правом берегу увидели стенд «Научно-исследовательская пасека Башкирского аграрного института», за ним  аккуратные бревенчатые домики как с картинки. Возле кладки женщина стирает, потом оказалось, что она - заведующая кафедры института и летом руководит все этим хозяйством. Она указала нам тропинку, которая вела в гору к пещере «Сказка». Вход в пещеру низкий, заходим согнувшись. Перед нами настоящий лабиринт со множеством туннелей. В начале пещеры за камни закреплена веревка, которая подсказывает путь, по которому нам надо двигаться (наверное) и при этом не заблудиться. Коридор сужается, дальше надо вползать в щель на боку, потом как червяку извиваясь, то влево, то вправо ползти по влажной глине и скользким камням. На такое решились не все. Первопроходцем, вернее сказать «первопролазцем», был наш руководитель (Олег, – «уважуха»!), за ним еще трое отчаянных Таня, Руслан и я. Ползем. Как оказалось не так просто, вытянутыми вперед руками цеплялись за дно, кончиками ног отталкивались, медленно, один за одним продвигались по веревочке. Тесно, темно, сыро, прохладно, но дух захватывало и хотелось вперед. Потом карабкались вверх. И вот перед нами открылась большая комната (мне показалось 10 м.* 10 м. * 10 м.). На стенах наросты причудливой формы, сталактиты, сталагмиты и всякие пещерные красоты. В этой комнате веревочка заканчивалась, но туннели уходили ещё глубже. Рассмотрели все коридоры в зоне доступности и без спасательной веревочки дальше не поползли. На выходе из пещеры услышали странные звуки, похожие на писк, решили, что на потолке живут летучие мыши. Выползли из каменной сказки, а наверху ласковое солнышко, теплый и тихий вечер. На территории заповедника стоянка с палатками платная. Мы уходим и после острова на левом берегу становимся на ночевку. Место красивое, тихое и не видное с пасеки. Река приняла много ручьев, речушек, родников и стала многоводней. Наши рыбаки Андрей и Леша наконец-то расчехлили свои удочки и попытались поудить. Даже пару-тройку рыбешек поймали и сразу повеселели. За день прошли около 10 км.

13.08.2018

Утром наша команда разделилась на две группы. Одна остается на реке еще 3 дня и в спокойном режиме проходит оставшийся маршрут до деревни Кутаново (15 км.). На мой взгляд, надо было им идти дальше по водохранилищу, там еще столько пещер, в т.ч. «Театральная», к сожалению, нами не увиденная. Другая группа 4 человека с руководителем проходит за один день до деревни и отправляется путешествовать дальше в город Казань – столицу Татарстана. Сегодня река продолжает удивлять своей красотой, скалы, освещенные солнцем, завораживают. Идем, любуемся, фотографируем. В выходные дни на реке становится оживленно, много туристов-водников на судах разного калибра, в основном на «надувашках». Забавно смотреть, как сплавляются коммерческие группы на плотах по 10-20 человек. На перекатах не понимают, кому и куда грести, визжат от страха, смеются, получают запас хорошего настроения. Скорость таких плавсредств совсем небольшая, мы на байдарках с видом «профи» обгоняем их, подшучивая: «Догоняйте нас!» Вообще много ещё людей активно отдыхает на природе, и это радует! Вот подходим к заповеднику «Шульган-Таш», на правом берегу музейно-туристический комплекс с Каповой пещерой. Вход платный, один билет на все достопримечательности – музей пчеловодства, музей пещеры, туалеты, смотровые площадки, информационные стенды, ну и сама Каповая пещера. Вход в пещеру – это огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров. Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает подземная речка Шульган, впадающая в реку Белую. Сначала эта река течет по поверхности, потом попадает в пещеру. Голубое озеро невелико по размерам – около 3 метров в диаметре, однако чтобы выйти из него, река Шульган поднимается с глубины 80 метров. Длина Каповой пещеры 3 328 метров (из них 728 метров под водой). Имеет три этажа. Состоит из коридоров, галерей, огромных залов. Встречаются подземные озера. Интересен огромный сталагмит высотой в три метра и шириной у основания около восьми метров. Длина первого этажа пещеры всего лишь около 300 метров. Подняться на второй этаж можно через вертикальный колодец. А на нижнем этаже течет река Шульган, продолжающая образовывать новые карстовые полости. К сожалению самое интересное - нижний, второй и третий этажи - мы не увидели, туннели, ведущие к ним, закрыты решетками. На первом этаже пещера вычищена, вылизана, проложены дорожки из плитки и лестницы, нарисованы копии наскальных рисунков. Короче сделано, чтобы любой человек мог зайти и посмотреть, конечно «за деньги» - бизнес.

К вечеру мы дошли до д. Кутаново. Для снятия удобная стоянка на левом берегу перед мостом. Поужинали. Сходили в деревню  за питьевой водой. Руководитель, Олег, удачно договорился с местными на счет машины.

14.08.2018

Утром встали пораньше, оперативно собрались и в 8.00 мы со всем нашим скарбом загрузились в машину. Довезли нас до д. Мраково (50 км.), потом на рейсовых автобусах с пересадками до Мелеуза, потом до Уфы, потом до Казани. В общем, с точки антистапеля на реке, до г. Казани мы удачно добрались за сутки, за что руководителю «СПАСИБО».

15.08.2018

Утром рано мы прибыли в Казань. Недалеко от автовокзала заселились в хостел (10$ за ночь с человека). Условия приемлемые – 2-х местные комнаты, общая кухня, душ, туалет на 6 комнат. После дороги вымылись, перекусили остатками продуктов и с блаженством улеглись спать в чистые постели. 1-2 часа и мы бодрые и готовые к новым путешествиям по Казани. Т.к. наш мобильник подвел нас (не включался), то мы вооружились картами, описаниями достопримечательностей, которые были подготовлены в последний день в Минске, и ВПЕРЕД! Как и в других городах в основном все интересные места расположены в историческом центре. Вот мы и гуляли 3 дня, не жалея своих ног. Много древнего, сохранившегося с 15 века, и хорошо восстановленного. Город со своей изюминкой: разнообразный, интересный и днем и в вечернее время, когда включается иллюминация. Погуляли по набережной р.Казанки вечером – удивительно!. Побывали на цветочном фестивале. Побывали на острове Свияжск, получилась атмосферная прогулка на теплоходе по Волге с песнями по баян туриста-музыканта. Казань нам понравилась, погуляли, посмотрели, попробовали местную кухню, купили с собой «Чак-чак». Здорово!

17.08.2018.

В 16.20 мы сели в рейсовый автобус Казань-Москва (на поезд билетов не было, а жаль). После приятных впечатлений от Казани автобус нас мягко говоря разочаровал (просто «убожество – хоть бы он доехал до Москвы»). Но как часто бывает, чем сложнее условия, тем народ собирается веселее. Такой нескучной и разношерстной компанией мы к утру доехали до Москвы.

18.08.2018.

Уставшие после ночного переезда, мы из последних сил «доперли» наши неподъемные рюкзаки и байдарку через метро до ж/д вокзала «Белорусский», купили билеты на первый поезд до Минска и домой! Ребята, Таня с Русланом еще остались на 1 день погулять в Москве, удачи им.

Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо богу и матушке-природе, что есть удивительный край Южный Урал, что мы смогли посмотреть и прикоснуться к его красоте! Спасибо людям, которые встречались и помогали нам в этом путешествии!

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (05.11.2018)