Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

река Сума (Карелия) - 2013 (часть 2)

перейти к части 1

6 июля

9. 00 Завтрак. После днёвки все полны сил и рвения двигаться вперёд.

10. 00 Выходим в Суму. Сразу по поворотом за островом первая шивера. Она несложная, проходим без осмотра.

2ю проходим с предварительным осмотром.

В 3й много камней, приходится табанить.

4я, 5я, 6я, 7я… После неё видим на берегу избушку практически на курьих ножках.

И снова на пути – перекат с камнями, чистая шивера. Чуть времени на передых в спокойной воде и снова – 2 порога шиверистого типа.

13.00 Делаем стоянку на обед. Народ прикалывается с меня и моей мокрой летописи – блокнот каждый день намокает и высушивается.

Цитата дня «Напиши, дескать, писать больше не могу, буду табанить, капитан уже велел дважды»…

На месте привала находим 3 подберёзовика,

заросли щавеля, синие колокольчики и огромную разлапистую сосну. От сосны вправо – деревенское кладбище. Некоторые оградки сделаны частоколом, как заборчики. Выглядит всё ухоженно.

15.00 Выходим снова на Суму. Через 600 метров заброшенная деревушка Воренжа. Вряд ли здесь кто-то живёт: перекошенные халупки, пустые окна… Хотя хаток много, видимо, тут когда-то кипела жизнь. Перед входом в деревню мост.

16.00 Входим в Сумозеро. Адмирал собирает байдарки вместе и предупреждает: сильные волны, возможны оверкили. Волны на самом деле немаленькие.

17.00 Надвигается грозовая туча, впереди занавес из дождя. Впервые вижу такое: словно небо отгородилось от нас занавеской, давая возможность причалить к мысу Тетерин Наволок в Сумозере.

Едва успеваем поставить палатки, начинается дождь. За сегодня в общей сложности мы прошли 25 км. До середины пути нашего маршрута – 20 км.

После ужина сплели с Галей купальский венок из берёзы, сосны, кувшинок, иван-чая.

7 июля

Небо затянуто хмурыми тучами, сильный ветер. Ночью Сумозеро было очень неспокойным, утром тоже высокие волны. Выходить в такое озеро на байдарках небезопасно. Адмирал принимает решение ждать обеда, может, успокоится ветер.

Говорит, что некоторые группы по 2 дня пережидают тут непогоду… Нам повезло больше. Мы ждём только день, в ночь становимся на вёсла. Народ весь день мается бездельем. Олег обращает наше внимание на разницу в сосновой коре – здесь она более тонкая и гладкая. У местных сосен иголки короче.  Играем в карты. После отпуска я реально вернусь асом карточных игр.

На пляже белый песок. Отличный скраб! Загораем с Таней и Галей. Галя мечтательно произносит: «Мы прям как в доме отдыха. Пляж, озеро и трёхразовое питание». Девчонки научили меня добывать муравьиную кислоту из огромных рыжих муравьёв.

21.00 Выходим в успокоившееся Сумозеро.

21.50 Подходим к Видозеру.

22.20 Огибаем Сумостров, по пути встречаем 4 моторки.

23.15 Подходим к пос. Хвойный. Пахнет «цивилизацией»: коровами, парным молоком, лают собаки.

23.25 Подходим к сливу.

Диалог дня Пока осматривают порог, Серёжа мне говорит:

-- Да я чувствую, этот порог нормальный.

Я:

-- Каким местом чувствуешь?

Он:

-- Да тем самым…

И тут же добавляет: «Ай, вода тёплая, да и к купанию я уже готов».

Его предчувствие не подвело. На сливе байдарку окатили сильные волны. Подходим к порогу. Он прямо в деревне. А деревня гуляет! Гале с Олегом местным с берега помогают советами: брать чуть левее, справа большие камни. Они же говорят, что впереди ещё один порог, а за ним будет место для стоянки.

Вторая шивера в Хвойном гораздо длиннее первой (метров 800). Прохождение затрудняется петлянием берегов, туманом и белоночными сумерками.

1.30 Проходим Веттаху.

3.30 Все экипажи благополучно минуют пороги Хвойного и достигаем места стоянки.

Разбираем лагерь, прячем вещи – вблизи населённого пункта стоит быть осторожнее.

8 июля

9.30 Кристина с Андреем приносят к завтраку погнутую миску – она пострадала вчера при прохождении порогов.

12.25 Выходим в Суму. Минуем 3 переката, шиверу… Впереди ещё 6 таких. В их числе Тайбола, Пурья, Палупаликса, Паликса, Остиха.

Щука!!! Серёжа хватает её, затягивает под фартук (чтоб не упустить) и там достаёт крючок со словами: «Надеюсь, она герму не прогрызёт».

Впереди снова шиверы. А вот и порог Мельничный.

Много камней, приходится табанить, чтобы снизить скорость, придерживаемся правого берега. Кристина с Андреем застревают на камне в самом пике течения.

15.00 Прибываем в Лапино.

Идём делегацией в магазин. Местные говорят, что в понедельник в магазине выходной, и Людка нам вряд ли его откроет. Была не была, идём к Людкиному дому. На дверях засов. Идём к соседям. Эх, не видать нам сметаны и майонеза: продавщица с детьми в лес ушла за морошкой. Обращаем внимание, что в домах очень высоко расположены окна. Оказывается, таким образом тут спасаются от  снежных заносов.

16.55 Выходим с обеденной стоянки. Вход в Лапино по реке начинается с небольшой шиверы. По пути хватаем щуку. Входим в озеро Пустовское и в 19.25 становимся на ночлег. После ужина коптим щук и окуней.

Диалог дня Серёжа выдаёт задумчиво: «Я так и не научился видеть камни впереди».

Адмирал: «Купишь свою байдарку, научишься».

Кто-то шутит по поводу того, какой инструмент удобно брать в поход: «Саксофон, при оверкиле через него можно дышать».

Сильный ветер со стороны озера. Ночью прохладно спать.

9 июля

Днёвка

8.30 После завтрака Андрей со Стасом плывут на рыбалку. Вчерашняя разведка показала, что всё озеро в сетях, невозможно ловить рыбу. Сети старые, в тине: не то заброшенные, не то специально ими огораживают, чтобы рыба не уходила.

Кристина строит замок на песке. Рыбаки возвращаются с огромной щукой и новостью – за поворотом длинная шивера.

Андрей-старший топит баню. Опытные водники устраивают «заговор» по поводу посвящения непосвящённых в водные туристы.

Выясняется, что некоторые не зря приехали в Карелию. Андрей всю сознательную жизнь думал, что сосна и осина – одно дерево.

На ужин лепим вареники с черникой. И такое в походе возможно!

Перед ужином проходим наше посвящение в водники. Галя и Стас увернулись, а я, Кристина и Андрей, надев спасжилеты и взяв весло в руки, выстроились на берегу. Задание: с веслом доплыть до ближайшего бревна и вернуться обратно. В итоге мы проплыли в 2 раза больше заданного – как выяснилось потом, нам указывали на бревно, что лежало гораздо ближе к берегу… Шлепок веслом по попе – всё, мы истинные туристы-водники!

10 июля

9.20 Оставляем на оз. Пустовское памятку о нашей стоянке.

11.00 Начинается дождь.

12. 00 Выходим на маршрут. Минуем слив, после него плёс, а после длинная шивера Подсамбольского. Предварительно осматриваем, её: мы не первопроходцы, вдоль берега вьётся тропа. Итого – 2 км экстрима. Преодолели его благополучно.

Далее на пути действующий мост. Вскоре ещё один – заброшенный и очень низкий. Отрабатываем приём безопасного прохождения под мостами: наклон назад.

Весь день моросит дождь.

На ходу ловим 4 щуки.

17.00 Подходим к Сумскому посаду. Адмирал с Андреем-старшим идут в разведку и приходят с новостью: рядом есть пожарная часть, мы можем там причалиться.

На нашу разгрузку выходят посмотреть пожарные. Выясняется, что мы не первые туристы, пришедшие сюда на антистапель. Хотя, как говорят ребята, с каждым годом туристов на Суме всё меньше и меньше. И объясняют большое количество брёвен в рее тем, что раньше тут был лесосплав: в реке леса лежит с трёхэтажный дом.

Пока готовится плов с лисичками, народ идёт в посёлок, разузнавать расписание дизелей, чтобы уехать в Беломорск.

По возвращении сообщают: расписания как такового нет, поезда ходят по каким-то местным указам, на станции даже нет кассы. Ещё вроде как ходят автобусы на Беломорск, но с нашим багажом в рафик вряд ли мы поместимся.

Диалог дня К пожарным приезжают какие-то гости на машине. Видят Таню в накомарнике и спрашивают:

--Что это тут за байкеры у вас?

-- Они не байкеры, они на байдарках приплыли…

11 июля

Разбираем байдарки. Затем идём в Сумский посад. Заходим в местный магазин – единственное слово на карельском языке за весь поход мы прочитали на вывеске магазина промтоваров. В магазине много белорусских товаров: сгущёнка, вафли «Спартака» и шоколад «Коммунарки». Держим путь к порогу Морской, который считается IV+. Хоть посмотреть на него…

Приходим в лагерь и узнаём, что завтра за нами в 12 часов приедет «буханка». Точнее, за вещами. Мы пешком на станцию.

Монолог дня Серёжа радостно говорит:

-- Ой, слава Богу, а то я уже думал, что сейчас будет последний штрих – 10 км с байдарками на горбу до станции…

После ужина пошли с Галей на лесопилку. Познакомились с мужиками из вагончика. Они курят «Беломорканал» -- папиросы моего детства. В смысле не я их курила, а мой дедушка. Новые знакомые угощают нас консервированным лещом. В беседе выясняется, что наши новые знакомые родом из Беларуси. У одного отца выслали в 1952 году в Карелию из Петриковского района, у второго родня в Ельском районе. Зашёл разговор об уровне жизни местного населения: «Да тут за 2 бутылки водки воробья в поле загоняют!».

Ночью идёт дождь.

12 июля

Не спится. Выползаю из палатки: пока остальные спят, помою волосы и соберу вещи. На небе ни облачка. Карелия, встретившая нас ярким солнышком, им же надумало нас проводить.

В 10.40 наша ватага, кроме Адмирала и Стаса, направляется в сторону станции. Пока доходим – приезжают наши вещи.

Диспетчер местной станции – ас дикторского мастерства. Почти как в «Сватах», где народ сидит в аэропорту и ничего не понимает из объявляемого, кроме главного героя, который поясняет: «Да что тут неясного, у меня сосед всегда так после бодуна разговаривает». Тут вообще много «туристов» в посёлке – местные носят спортивные костюмы. И выражение классное тут услышала «рыбака не найдёте сегодня, он на стакане».

13.00 Прибывает наш дизель Маленга-Кемь.

14.45 Прибываем в Беломорск.

Складируем вещи в углу вокзала. Выясняем у местных, что до моря 40 минут. И каково же было наше разочарование, когда в самом городе выяснилось – моря в Беломорске нет. Если пресный залив, и до того… Шлёпать по камням, болотам. Делимся на 2 группы – одни идут по городу гулять, мы же берём такси и едем 9 км в сторону  Красноволоки, там есть настоящее море.

…Вот оно, Белое море. Чистое и слегка солёное. Как сказал Олег, «если в такой воде сварить кашу, то солить не надо. Но кашу в такой воде сварить можно».

Купаться не рискнули – дует холодный ветер, да и сама вода не тёплая. На берегу много водорослей, раньше здесь заготавливали фукус в промышленных целях. Собираем камушки со слюдой.

Возвращаемся в Беломорск, покупаем Карельский бальзам и «Беломорканал» -- на сувениры.

После ужина разбиваем 2 палатки в сквере у вокзала, у вещей оставляем дежурных. Всю ночь идут гружёные товарняки, земля дрожит.

13 июля.

Просыпаемся по команде. Умываемся в местной колонке. Дежурные уже сварили макароны с тушёнкой.

7. 30 Вытаскиваем вещи на перрон. Неизвестно, где будет наш 1й вагон – в голове или хвосте состава. Наконец, объявляют о прибытии поезда. За 5 минут стоянки всё забрасываем в поезд, потом ещё долго народ бродит из купе в купе в поисках своих вещей.

В поезде сразу заваливаемся спать.

За окном мелькают озёра. Я не уникум – у меня, как и у любого туриста, двойственное чувство – я очень хочу домой, и у меня ностальгия по отлично проведённому времени.

11.58 Остановка в Медвежьей горе. На перроне покупаем булочки с морошкой, черникой и клубникой.

15.22 Минуем реку Шую и прибываем в Петрозаводск.

19.00 Всей толпой идём в вагон-ресторан. Удачный поход необходимо так же удачно завершить. Олег предлагает тост за воспоминания, которыми мы будем жить после похода, за новых друзей, которым мы непременно пожмём руку при случайно встрече…

Возвращаемся в вагон, Сергей берёт гитару, но песни звучат грустно.

Проезжаем г. Волхов и Волховскую ГРЭС, народ шутит: «Вот это порог!». Да уж, такой, пожалуй, можно пройти только по моей теоретической методе (на практике не применялось) – закрыть глаза и только выполнять указания капитана.

Замечаю солидную царапину на щеке, говорю Серёже: «Блин,  это ты меня веслом ударил». А он так, на полном своём радиофизическом серьёзе: «Всё может быть…».

0.18 Снова Новгород. Народ жаждет встречи с "Funny Chicken".

14 июля.

Прибываем в Минск.

Летопись этого похода окончена.

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (14.08.2013)