Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

река Сума (Карелия) - 2013 (часть 1)

Замечательная летопись

(что замечено, то и вписано),

или Избалованные цивилизацией

маршрута N 12 –B – 13            часть 1

Поход II  категории сложности

г. Минск – ст. Надвоицы – оз. Нелозеро – р. Нела --- оз. Коросозеро – р. Корозёрка – р. Сума – оз. Сумозеро --  пос. Сумский посад – г. Беломорск – г. Минск

Действующие лица:

Олег Щаснович – руководитель (Адмирал)

Татьяна Гуляева – летописец (от данного лица идёт сказание)

Сергей Дайнеко – зам. летописца (по совместительству – Серёжа)

Татьяна Завалихина – завхоз

Станислав Пилипенко – рыбак

Андрей Сакович  -- ремонтник

Кристина Котловская – медик, чья помощь, к счастью, ни разу не понадобилась

Сергей Романовский – незаменимый гитарист

Татьяна Зенько - фотограф

Андрей Ватутин – ответственный за технику безопасности (в летописи идёт с пометкой «старший»)

Караткевич Олег -- главный ремонтник

Галина Курочкина – культорганизатор

Вот такой командой мы пройдём ближайшие описанные 140 километров.

2013 год

Лично у меня поход начался за 2 месяца до встречи нашей команды на ст.  Дружная. Не имея особого опыта многодневных походов, и как следствие, какого-либо снаряжения, мне пришлось поставить на уши (и это не фразеологизм), родителей, друзей, друзей друзей , коллег.  Но в жизни всё нужно попробовать, чтобы знать: нравится или не нравится. И вообще, самое главное в жизни человека – это впечатления. Пожалуй, это единственное, что навсегда остаётся с человеком, невзирая на возраст, статус и настроение. Именно впечатления дают нам силы двигаться вперёд. За очередной дозой впечатлений собственно я и ехала в Карелию.

30 июня

6.00 Понимаю, что нет предела человеческим возможностям.  Помог мне это осознать собственный рюкзак. Не знаю, сколько он весит. Но мне кажется, 46 кг дозволенного «Аэрофлотом» багажа на рейсе «Пекин-Москва», были куда легче моего 80-литрового рюкзака…

6.45 Привезли со Стасом вещи на ж/д вокзал. Вопреки его издёвкам, что я буду стоять с рюкзаками,  фартуком и кучей пакетов, как единственный тополь с Плющихи, мне повезло: на Дружной уже разгружаются оба Олега. После разгрузки, ребята гонят машины по домам, а мы с Адмиралом остаёмся встречать команду.

…В поезд загрузились оперативно. Хотя, по мнению, самого главного туриста, неорганизованно. Мол, сначала байдарки, потом всё остальное. По мне так – неважно. Главное, что вообще загрузились с таким количеством вещей.

8.32 Минский вокзал, тоже, похоже, верит в наши силы – отправляет наш поезд № 65 Минск- Мурманск с 1-го пути 1-й платформы.

В поезде мы целый день только и делаем, что едим. Кстати, я впервые попробовала раков. Так, не еда – ритуал.  Гораздо интереснее его разбирать под 7 пар любопытных глаз, нежели пытаться найти в раке то, что можно съесть.

К слову, раки появись у нас в тот самый момент, когда мы достигли самого Дна. То произошло в 20. 40.  Любопытно, как считают местные жители: они живут В  Дне (по правилам русской орфографии) или НА Дне (по реалиям бытия российской глубинки).

0.05 Подъезжаем к Новгороду-на-Волхове — железнодорожной станции в городе Великий Новгород. Никто толком не знает,  что там за Кремль, кем и когда построен, но большинство нашей группы собирается посетить его за те 106 минут, что отвела на стоянку поезда РЖД.

…Конечно, те 2 подсвеченные башни Кремля, впечатлить нас не смогли.  Но мы, бежавшие под моросящим дождём в поисках достопримечательностей, нашли их. В парке возле Кремля в одиночестве бил неказистый фонтан. Он и стал объектом фотовспышек фотоаппаратов наших папарацци.

1 июля

Разбудило солнышко! После вчерашнего дождя и хмурого неба…

8.00 За окном неприметная ж/д станция, на платформе состав, гружёный отборным лесом. И вообще, мы едем в другую сторону. В России такое распространено – едешь себе вперёд, потом просыпаешься -- бац, а ты едешь обратно. В нашем случае в Новгороде перецепили тепловоз с головы поезда в хвост.

14.30 После Медвежьей горы делимся на 2 группы. В Новодвоицах поезд стоит всего 2 минуты, за это время мы должны успеть вытащить всё из вагона.

16.38 Прибываем в Надвоицы. Платформа с двух сторон состава, проводница любезно согласилась нам открыть оба тамбура.

Несколько часов пытались найти машину. В принципе, уехать мы могли сразу, но за астрономическую сумму. Через 2 часа за нами приезжает водитель, согласившийся на цену в 4 раза меньше запрашиваемой изначально.

Едем, загруженные по шею.

Природа пока не особенно отличается от белорусской. Едем весело. Вижу только Таню Завалихину и Галю. Угадываю черты Кристины и шевелится рюкзак со стороны Тани. Слышу Стаса и Андрея. Про остальных могу сказать лишь одно – вроде они здесь.

Дорога до Нелозера – один сплошной лежачий полицейский. Зачем-то стоит ограничительный знак  50 – наверно для комаров, разогнаться на машине тут больше и не получится.

Ужасно несёт бензином. Особенно в нашем правом заднем углу. Постепенно переходим в хохляцкое состояние «нешто я не в соби»: истерический хохот доносится только из нашего угла. Наконец, слышим диалог парней:

--Ты что, уже цветные мультики смотришь?

-- Нет, уже документальное кино пошло…

Вещи почему-то постепенно переезжают в хвост нашего «аэробуса». Таня Завалихина жалуется, что ей начинают мешать стринги. Лишь через пару дней я узнаю, что это были стрингЕРЫ от байдарки…

2 июля

Полночь. Становится ясно, что мы не доедем до запланированного места около 5 км. Разгружаемся. С Галей остаёмся за дежурных, остальные уходят к месту будущей ночёвки на Нелозере. В Карелии белые ночи. На часах полночь, а небо словно ранним минским вечером.

01.00 Ребятам пришлось делать 3 ходки, в общей сложности они намотали по 25 км за ночь.

Несмотря на то, что спать разрешили до 12 часов, народ выползает из палаток после 10 часов. На завтрак уха. Пока мы спали, Галя с Андреем-старшим раздобыли у рыбаков 4 леща и сварили уху. Собираем байдарки.

14.00 Спускаем байдарки на воду.

17.00 Выходим из Нелозера. Держим путь в Нелореку – будем искать проход в Коросозеро. Проход находим быстро. Правда, на первой же коряге у берега цепляемся и вылезаем, чтобы столкнуть байдарку. Вот оно – «здравствуйте, мокрые ноги, на ближайшие 12 дней!».

В озере много жёлтых кувшинок. Но любоваться ими особенно не приходится – завал на завале. Бобры постарались на славу. Особенно они отличились в оном месте – 6 поваленных подряд деревьев.

Приходится пилить.

Комары сходят с ума. У меня всё лицо искусано – кажется, я поняла истинное предназначение паранджи – тут бы она точно не помешала. Местами очень мелко, камень на камне: то и дело приходится вылезать и сталкивать байдарку.

Наконец, причаливаем к Коросозеру.

Народ собрался у костра и обсуждает события дня. Впечатления схожи: «наконец-то тепло и сухо» и «ненавижу бобров». Мобильной связи нет, но смс каким-то чудным образом доставляются.

3 июля

9.30 Подъём. Таня и Сергей – дежурные, потому первым встаёт Сергей, который и лёг позже всех под собственные гитарные аккорды. Пока дежурные готовят завтрак, мы купаемся. Погода отличная, вода суперская. Даже пытаюсь, как Русалка, помыть волосы.

На завтрак манка. Эта каша будет преследовать эту пару дежурных на протяжении всего похода: во второй раз она появится в нашем меню в их же дежурство.  Сергей замечает, что если в манку добавить ещё и горох, то выйдет классное блюдо. Ахаха, слава Богу, его дежурство окончено, а то ещё приложил бы свои знания на практике.

Мужчины подклеивают байдарки.

14.00 Выходим из Коросозера.

14.40 Входим в реку Колозёрку. Минуем небольшую шиверу. Дождавшись остальные байдарки, уходим вперёд. Через какое-то время выясняем, что не хватает Андрея с Кристиной. Позже выяснится, что ребята пережили целую историю. Таня с Сергеем застряли на камне и не сосчитали байдарки, прошедшие мимо. Решив, что все благополучно минули шиверу, преодолев препятствие, ребята пошли вперёд. Андрей с Кристиной, которые от Коросозера отошли последними, тем временем проскочили проход в реку.

Андрей: «Видим, перед нами что-то маячит впереди. Мы изо всех сил прём – решили, что это наши байдарки. Догоняем и видим перед собой моторку. Спрашиваем: «Вы байдарки видели?» «Видели, -- говорят, -- они ушли аж вон туда».

16.30 По Колозёрке вышли в Пулозеро, доходим до Пурнострова.

Делаем стоянку с обедом и решаем остаться на ночь – красивое место, песчаный пляж, хорошее место для бани.

После обеда народ заваливается по коврикам под кустами и деревьями. Ну истинный бомжатник, а не участники спортивного похода на привале. Рыбаки делают попытку поймать хоть что-то, но неудачно.

Готовимся к бане, запаслись березовыми и можжевеловыми вениками.

За ужином народ, как водится, делится пережитым за день:

Цитаты дня Таня Завалихина: «Мне матрос кричит: «Не туда гребёшь! Спрашиваю – «Куда надо?» Он в ответ: «Не туда!».

Галя: «А мне капитан сказал: «Не будешь слушаться, как дам веслом и греби куда хочешь».

Адмирал выслушал всех и сказал: «А мы нормально прошли все порожки». Его тёзка заметил: «У тебя матросы неопытные, они слушаются, а вот если кто-то где-то уже хватанул опыта, то уже выказывает своё мнение».

Замечаю прикольный кадр и говорю Сергей: «Где твой фотоаппарат, такой кадр пропадает». А он на полном серьёзе: «Я не фотограф, я гитарист».

На ужин – макароны с тушёнкой, салат и глинтвейн. Стас с Андреем уходят на лодке на рыбалку. Через полчаса видим их плывущими вдоль берега. Отряд ОСВОДа не дремлет))))

К счастью, туча, которая угрожала нам на горизонте и из-за которой пришлось досрочно свернуть баню, разошлась по небу.

Белые ночи делают своё дело – живём в режиме нон-стоп.

В 1. 30 Серёжа обречённо спросил: «У нас так всегда будет?» Таня Завалихина: «Не всегда, только 11 ближайших дней». Он: «Больше. Тут день за 3 идёт. Кстати, кто нам так палатку поставил?» Таня Завалихина: «Скажи спасибо Станиславу – выходишь из палатки и сразу головой об сосну».

4 июля

9.30 Подъём. Купаемся.

12.00 Выходим  с Пурнострова.

13.10 Доходим до слива и входим в Суму. Проходим совсем немного и вот она – первая ступень долгожданного порога Падун.

Первым успешно проходит Андрей-старший на каяке.

За ним идёт наша тройка.  Мы его практически уже прошли. И на слове «зацеп», когда уже подплыли к своим в конце порога, я вижу, что Серёжа наклоняется влево, понимаю, что сейчас моя очередь… Оверкиль!

Блин, наконец-то я поняла, зачем в байде фартук – он не позволяет отпустить байдарку в свободное плавание, мы зацепились за него. «Ну, с боевым крещением!» -- слышу слова Адмирала и нашего капитана по совместительству.

Сергей: «Вижу, байдарка прошла, я сфоткал, фотоаппарат выключил, тут смотрю – переворачивается, а я не знаю, что делать – то ли снова  фотографировать, то ли спасать».

2-ю ступень Падуна проходим легко.

На 3-й застряли. Сначала Адмирал говорит: «Обнос». Затем сдаётся под напором страждущих. Первым отправляется Андрей на каяке. Оверкиль!

Адмирал: «После его оверкиля я понял, что ничего страшного». Цел, жив, здоров. Экипажи проходят порог по очереди.

Только тройку проводят берегом – после оверкиля порван фартук, байду просто зальёт водой.

Проплываем буквально 100 метров… 4-я ступень в виде длинной шиверы. Плыть не решается никто. Решаем вести байды вдоль берега по воде – это оказывается непросто: перепады глубины, камни. Принимаем решение делать стоянку и обносить байдарки по тропам. Похоже, мы такие не одни – тропы вытоптаны приличные.

После обеда снова отправляемся в путь. Адмирал говорит, что в ближайшее время серьёзных препятствий не предвидится. Как бы не так! Впереди очередная шивера. Глянув на эти 300 метров, говорю Адмиралу: «Может, вместо меня это пройдёт кто-то другой?». И получаю ответ: «Я свою команду на другую не променяю».

Эх, была не была, зачем-то ж я сюда приехала в конце концов! Пару минут... И слышу слова капитана: «Ну молодцы, золотые вы мои, молодцы!». Пару часов спустя он признается, что думал, что мы со вторым матросом струсим, не пойдём в порог…

Через 200 метров снова шивера…

И вот наконец-то наша стоянка. Мы с Адмиралом дежурные, варим гречку с тушёнкой. Галина делает свои фирменные малосольные огурчики, маринуя их вместо воды чаем. Чай вообще уникальная вещь в походе – его берём вместо воды в путь, завариваем им кофе…

После ужина Сергей берёт гитару. Кстати, он уже вторую ночь спит практически в тамбуре палатки: поздно возвращается с «гастролей».

5 июля

Днёвка

10. 00 Просыпаемся от того, что лагерь будит Олег. Мы с Адмиралом дежурные.

Сергей: «Слышу стук по миске – призыв к завтраку. Смотрю, дежурные спят рядом. Думаю – кто ж приготовил завтрак-то?»

За завтраком решаем – быть днёвке. Завязывается спор: одни хотят идти быстрее, чтобы непременно дойти до Белого моря, другие хотят отдохнуть. Пока суть до дело, иду драить котёл на озеро. Ракушки помогают отскребать лучше иного средства для мытья посуды!

Цитата дня Андрей признался: «Я не получаю удовольствия от порогов, я их прохожу и думаю только об одном – как бы байда не развалилась».

У нас с Серёжей один кармический фартук на двоих. Дома его шила я, после оверкиля в Падуне его зашивал ёлочкой Серёжа, дошивала я, сегодня на днёвке он снова попал в руки Серёжи – его нужно клеить.

Галя с Олегом варят «ленивую уху» и компот с еловыми веточками.

Возвращается с рыбалки Андрей. Не один – со щукой кг на 2.

Стасу капитан (Таня Завалихина) решила устроить тренировочный оверкиль. А Серёжа заодно захотел потренироваться бросать морковку. Первые отъехали на байдарке метров на 20 от берега, зрители собрались на берегу, Серёжа занял удобную позицию… Но главный участник представления вдруг стал упираться и кричать: «Мне стрёмно! Это вам смешно, а мне стрёмно!». В итоге таки раскачали байдарку, капитан и матрос за бортом, щёлкают фотоаппараты, Серёжа размахивается, бросает морковку… И она падает в 3 метрах от берега.

По нашему внешнему виду вполне понятно, что мы из одной компании: опухшие ноги от укусов оводней, гнуса, отёкшие лица, красные язвочки от комариных укусов.

17. 00 После обеда народ разбрёлся по палаткам. Мы с Таней сходили к озеру, нашли немного черники. Удивительно, но ягод совсем немного. Где-нигде 1-2 ягодки, попадается незрелая красноватая морошка, грибов нет вообще.

Галя заваривает приворотное зелье: еловые веточки с лимоном.

Напиток специфический, но попробовать стоит. Подходит Адмирал и на полном серьёзе говорит: «А зачем вы это пьёте? Это же кто-то для мытья волос себе заварил».

Серёжа бродит как неприкаянный – весь день мается с фартуком. Народ уже подкалывает его:

-- Вот приедешь домой, все будут спрашивать, что в походе делал, а ты ответишь: «Фартук шил».

21.30 После ужина, впечатлённые успехом Сергея, который перед самым ужином притащил 5 окуньков, 5 рыбаков собираются на рыбалку на соседнее озеро.

Андрей: «У рыбы сейчас начнётся нервная дрожь!». Правда, рыба видимо сильно перенервничала, улов оказался невнушительным.

перейти к части 2

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (14.08.2013)