Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Приполярный Урал, реки Балбанью - Кожим (2013)

часть 1

На протяжении всего года после окончания похода на р. Кереть наш Адмирал Олег на вопрос «Куда пойдем в следующий поход?» отвечал – «Приполярный Урал». Априори в группу были записаны все участники из предыдущего похода, а это человек 15. Ближе к апрелю-маю стало выясняться, что участников не так уж и много: то одни не могут, то другие отвалились. Честно говоря, начали возникать смутные сомнения: а быть ли походу!? В начале июня в составе группы значилось 6 имен: Ирина и Олег Щасновичи, Анатолий Гуляев, Сергей Кушнарев, Александр Лукьянчик и Ольга Щурко.

Потом совсем неожиданно в нашу группу пришел Роман Мельник. И стало нас семеро.

Где-то за неделю до начала похода началась теоретическая подготовка, которая заключалась в том, что Адмирал рассказывал нам жуткие истории: о холоде, голоде и оводах-людоедах. Все морально готовились к тому, что придется пройти огонь, воду и медные трубы. Что уж тут: назвался груздем – полезай в кузов.

20 июля. Вот говорят: «Как вы лодку назовете так она и поплывет». Для меня поход начался очень «хорошо»: поскользнулся, упал – разбитая коленка. Интересно, что же будет дальше, если уж такое начало?! Время покажет…

Несмотря на дождь, который лил весь день, нас пришли проводить и морально поддержать Зубаревы. Хотя по глазам Тани и Димы было видно, что им ох как хочется поехать с нами, но cest la vie (се ля ви). Путь в вагон преградила небольшая компания, в которой явно наблюдались лица европейской национальности. Видимо, они кого-то провожали, а может наоборот встречали. В общем, все это дело они смачивали «Советским шампанским». Нам с Ирой тоже «досталось» за компанию.

18-28 мы загрузили все свои вещи и ждем отправление поезда. Легкий толчок и – начало похода положено, едем. В вагоне немного суетно, потому что рядом с нами едут такие же туристы. Как бы не перепутать рюкзаки. Разобрали где чьи вещи и можно слегка выдохнуть. Ведь перед нами стоит еще одна сверхзадача – съесть ссобойки.

После ужина каждый спешит к своему «голубому экрану». Начинается просмотр главной телепередачи – сменяющиеся пейзажи в окне проезжающего поезда. И по зачарованному, слегка рассеянному взгляду можно прочесть, что у каждого с походом связаны самые невероятные ожидания, фантазии и мечты.

21 июля. За полчаса до прибытия поезда нас разбудила проводница. В полусонном состоянии совершаем утренний туалет. Москва встречает огромными стеклянными небоскребами Москва-Сити.

В неполных 6 утра поезд Минск-Москва прибыл на Белорусский вокзал. Раннее хмурое утро, людей мало. Видимо, вместе с багажом мы привезли с собой и дождевое облачко.

Далее наш путь лежал на Ярославский вокзал. Добирались мы до него на электричке.

Поезд Москва-Воркута, на который мы должны были сесть, отправлялся в 12-30.

В нашем распоряжении еще было 3-4 часа на прогулку по городу. Но из-за сильного дождя пришлось от нее отказаться. Да и после перетаскивания вещей из точки А в точку Б народ не очень-то изъявлял желание совершать променад. Альтернатив у нас было немного: или сбегать в близлежащий универмаг, или сидеть на вокзале.

Естественно, по закону подлости, дождь прекратился, как только нам надо было уезжать.

В поезде плотно покушав, мы окончательно расслабились. Ведь перед нами открывалась перспектива двух суток пути с редкими остановками.

Надеялись, что в Ярославле удастся чуть-чуть размять ножки и погулять, но из-за опоздания наш поезд простоял 5 минут.

Вечером после ужина решались глобальные вопросы насчет гор. Идти или не идти!? – вот в чем вопрос.

22 июля. Удивительно, но мы все еще едем. Накануне были предупреждены проводницей о продолжительной санзоне с 9 до 12. Встали пораньше. Станция Котлас Узловой. Немного разочаровывает ассортимент предлагаемой продукции: веники пихтовые, масло пихтовое, изредка ягоды. С ностальгией вспоминаю пирожки с морошкой и брусникой, которые в изобилии на ж/д станциях, когда едешь в Карелию. Эх!

Погода пока что радует солнышком (настращали нас суровым климатом, вот и боимся заранее).

Днем начинаем переупаковывать наши вещи, чтобы потом оперативнее отправиться на покорение гор. Сначала мы с Сашей тормошили свои рюкзаки, потом Олег с Ирой. Так места было маловато, меня отправили в «гости» к Роману (ему досталось место на периферии). Мда…замечательные у него соседи. Отдельно следует отметить пассажиров поезда Москва-Воркута. Большинство из них сидело, сидит или будет сидеть, разумеется, не на лавочке, а в местах не столько отдаленных. Найти мужчину без татуировку практически невозможно. Курят на перроне сидя на корточках. Уже страшно за свое имущество.

Время в «гостях» я проводила с пользой: пришила пару пуговиц, пополнила свой словарный запас жаргонными словами, узнала какой Ромка хороший парень.

Остановка Котлас Южный. Привокзальный сервис слегка расширен познавательными услугами: предлагают рассказать о прошлом и узнать о будущем. Цыгане шумною толпою не только по Бессарабии кочуют, но и заезжают в такие неблагоприятные с экономической и климатической точки зрения места. Все-таки не совсем был прав А.С., ограничив ареал их обитания.

В дороге время идет медленно, особенно между приемами пищи. Вроде бы уже и не прочь перекусить, ан нет – рано! Самое замечательное средство скоротать время – это игра. Я предусмотрительно прихватила в дорогу листики для записей и пару ручек. Есть такая замечательная игра: пишешь своему соседу на листике слово по определенной тематике и клеишь его на лоб, так делают все участники по кругу. Суть игры заключается в том, чтобы задавая вопросы, человек угадал какое слово написано у него на листке. Эта игра очень нас захватила. Оказывается, тяжело догадаться, что ты Колобок или Кикимора какая-нибудь. И совсем непосильная задача идентифицировать себя как козлика/ослика, умеющего считать до 10.

Хоть в тех местах белые ночи. Но во время стоянки в Сосногорске нам посчастливилось наблюдать красивый закат с железнодорожного моста.

Стоит отметить, что чем дальше пробираемся на север, тем яростнее начинает кусаться мошкара во время наших выходов на «воздух».

23 июля. День начинается рано. На раскачку нет времени. Нужно быстро собираться, умываться. Наш поезд в 5-45 прибыл на станцию Инта.

Там нас уже ждала заброска – Урал вахтовка. Сразу видно, что занимается народ любимым делом: на бортах авто красовались надписи «Любой каприз за ваши деньги» и «Трудяга, вези домой бродягу». Жизнеутверждающе.

Нас сопровождает миловидная женщина предпенсионного возраста Татьяна. Она содействовала получению разрешения на нахождение в нац.парке «Югыд-Ва» для нас. Загрузились, едем. Начитавшись предварительно отчетов о походах по Приполярному Уралу, у меня в голове возник вопрос – а трезвый ли наш водитель? (Потому что в отчетах сплошь пьяные водители). Нас предупреждают, что дорога вначале нормальная, а затем начинается «автобан». Едем-едем. За бортом нашего замечательного авто начинают появляться красивые пейзажи.

Делаем небольшие остановки. Слегка не повезло – горы в дымке и не видно всех красот. Наш суровый водитель не дает сильно разгуляться: командует, что пора занимать свои места. Время – деньги.

Наконец-то показался Кожим во всей красе. В просмотренных отчетах было предостаточно информации на тему «Как правильно переходить реку вброд». А теперь и мы прочувствовали на себе этот «аттракцион», когда машина начала медленно съезжать с дороги в сторону реки. Нас начало качать с невероятной силой из стороны в сторону. Крепко вцепившись в сиденье и ближайшего соседа, мы с трудом пытались усидеть.

Точка нашего назначения - база «Желанная». Но по воле случая оказалось, что прямая дорога размыта. Пришлось нам снова «переплывать» ручей Пеленгичей и реку Балбанью.

Дальше, сославшись на то, что мы находимся в самом превосходном месте, нас везти отказались и, расплатившись с водителем, мы стали на стоянку, к слову сказать, оборудованную металлическим навесом и домиком МЭ/ЖО.

Пообедали. В послеобеденное время женщины занимались хозделами, мужчины ушли рыбачить. Называется, почувствуй себя в каменном веке.

Поблизости от нашей стоянки были замечены останки чума оленеводов. Чей-то пытливый ум сгенерировал идею посетить сие место.

Нелегкой, в прямом смысле слова, оказалась переправа на противоположный берег. Пришлось капитанам «Тайменей» водрузить своих матросок на плечи и транспортировать к заветной цели. Да, здравствует, свобода, неравенство и братство!

Оказавшись на берегу, почему-то было решено осмотр достопримечательностей отложить на неопределенное время, и заменить это дело рыбалкой. Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть».

В тот вечер видимо у рыбы тоже намечалась культурная программа, а не ужин, поэтому улов был нулевым.

У нас же ужин был вкусным и питательным. А после него мы прогулялись до гротов. Уже завтра будем проходить мимо них по воде.

24 июля. Нас ждал великий день. На завтрак приготовили пшенную кашу с кукурузой. Собрали рюкзачки, проверили достаточно ли оставили Толе продуктов, дали последние ЦУ и ровно в 8-20 отправились в путь.

Программа максимум – по дороге подсесть на попутную машину. Т.к. мы слегка запозднились, то машин не было. Решено было идти пешком, а там будь что будет. Эх, гулять так гулять!. Пешком прошли около 10 км, делая небольшие привалы у ручьев. Мы с Сашей слегка отстали: нашли сидящего на дороге Махаона и устроили фотосессию. Вдруг слышим Ира кричит: «Саша, Саша!» Этот призыв мог означать только одно – шевели поршнями да поживее. Тут уж пришлось подбежать. Народ словил машину, которая довезла нас до базы «Желанная».

Там мы сделали обед и расширили свои познания в области топонимики, пообщавшись с такими же как и мы туристами.

А узнали мы следующее:

1.                 Реки на Урале оканчиваются на «Ю» - Балбанью, Косью. Слово исключение Кожим.

2.                 Вож – значит приток. К сожалению, запомнила только Сана Вож.

3.                 Старуха Из, Старик Из – горы.

Сориентировавшись по карте, решили, что пойдем до озера Бублик. Только мы отошли от «Желанной» как дорога сразу стала пролегать по болотистой местности. И как бесплатный сервис моментально появились тучи комаров.

Вот кажется, дикие места Урал и все равны, ан нет и здесь можно достаточно четко определить социальную прослойку общества. Кто-то пешочком идет, кого-то на Уральчике подвозят, а некоторые и на вездеходиках с трудом ковыляют. С интересом понаблюдали как переправлялись туристы на джипе через реку, которую мы переходили вброд, намокнув почти по пояс.

Тяжело было идти в первый ходовой день. После трехсуточного постельно-поездного режима не сообразили наши организмы, что уже пора работать. Пластырь расходился на «ура». Хотя стоит отметить, что и расстояния мы преодолевали немалые.

До намеченного Бублика оставалось «еще чуть-чуть, еще немножко». Постепенно начали сгущаться тучи. Погода видимо решила, что хватит вам идти и пошел ливень. Спрятавшись за камень, мы подождали, пока он закончится, и пошли вперед.

Далее следует такой диалог:

«У меня галлюцинация или наши стали на стоянку?» - с надеждой в голосе спросила Оля.

- Нет, тебе показалось… - обнадежил Саша.

Спустя некоторое время Бублик все-таки был достигнут.

Погода позволила нам поставить палатки и съесть ужин. Чаепитие было перенесено на другой день, хоть Серега пару раз и порывался заварить чайку. Но снова пошел дождь. Сверкали молнии, гремел гром. Я думала, что нас сдует. Но теплый спальничек захватил в свои объятия и насущные проблемы отошли на другой план.

Проснулась среди ночи. Вылезла из палатки. Кругом тишь да гладь как будто и не было грозы. И тепло и светло.

25 июля. Плотно позавтракав, отдельное спасибо дежурным Сергею и Роме за вкусную овсянку, отправились осуществлять наш амбициозный план. Маршрут был таков: курумник (обширные крупнообломочные каменные россыпи) – снежник – сплошной курумник аж до…

К нашему счастью по пути попадались ручейки, в которых мы и пополняли свои бутылки водой.

Чем выше поднимаешься, тем вкуснее вода.

Прям как эффект плацебо, только в суровых Уральских условиях.

Сделав не знаю сколько привалов, оказались на границе Европы и Азии. Без допинга группа отказывалась идти дальше, поэтому был организован перекус.

После такого вершина просто не могла нам не покориться. Мы на нее взобрались, сбегали на Народную! Погода была замечательной: светило солнце и почти не было ветра, поэтому мы вдоволь смогли налюбоваться красотами. Естественно, мы не могли удержаться и сделали пару десятков снимков на память, а еще оставили записку потомкам.

Спуск шел значительно веселее.

Внизу, где был разбит наш лагерь, пообедали и слегка отдохнули. Нам еще предстояло добраться до Старухи.

Идти было все также тяжело. Наша и так немногочисленная группа разделилась на подгруппки: Олег, Ира и Сергей вырвались вперед, мы с Сашей по традиции замыкали шествие и Роман курсировал где-то посередине. Под конец пути начал накрапывать дождь. Как бы вчерашнее не повторилось. Но нам повезло и мы благополучно дошли до места стоянки. Все очень и очень устали. Ира даже отказалась от ужина.

Поужинали, допили «лекарство» из аптечки и легли спать.

26 июля. Сегодня наш последний «горный день». Встали, собрались и вперед до «Желанной». Даже мысль о том, что столько ходить больше не придется, нас не сильно окрыляла. Давали о себе знать мозоли, заработанные в предыдущие дни.  База «Желанная» была как никогда желанной.

Мы с Сашей отстали. Я, не разбирая дороги, шла напрямую через лужи.

К моему удивлению иногда они были достаточно глубокими, до колена. Народ уже достиг цели и успел искупаться, смыл горную пыль. Без колебаний и долгих размышлений мы поступили точно также. А еще я осуществила свою мечту №1.

Делу время, потехе час. Одними купаниями сыт не будешь, и народ затребовал обед. На скорую руку порезали сала с хлебом, а к чаю – козинаки, купленные еще в Москве и припасаемые на какой-нибудь праздничный прием пищи.

Вахтовку ожидали в 4 часа, но вдруг на горизонте показалась та машина, на которой мы забрасывались и чай пришлось допивать уже на ходу. В машине собралась интернациональная команда – белорусы, поляки (стояли с нами возле Бублика) и росияки.

Пока ехали, обменялись контактами. Ведь любопытно посмотреть чужие фотографии с похода.

Приехали «домой». Толя не с радостными криками выпрыгивал из кустов, а лениво шел нам навстречу.

- Толя, Толя! А ты скучал?

- Да нет, -последовал ответ.

На ужин решили составить праздничное меню с десертом – блинчики с черничным вареньем.

Вначале блины жарила я с Ирой, но затем мы поняли, что вдвоем нам не справиться. Подключились Сергей и Саша, которые, то поворачивали противень, то подливали масла (не в огонь). Хорошая горочка получилась. Сели ужинать. Основное блюдо – салат из капусты с сырокопченой колбасой «Миланской» (почувствуй себя в Италии) под виски «Виски» (но не забывай, что ты на Урале). Было невероятно вкусно. Через некоторое время на горизонте показался бензовоз. Мы побоялись, чтобы он не поехал через нашу стоянку, т.к. были уже собраны байдарки. Нет, мимо. Но не прошло и пары минут как показался водитель чудо-машины. Пригласили его присоединиться к нашему скромному ужину. Налили чарку, дали шкварку. Пообщались с местным населением. Он, видимо не глупый парень, понял, что больше не нальют и поехал дальше. Все выдохнули, блины остывают! Было очень-очень вкусно. Ну вот и все, пешая часть похода окончена. Занавес.

Продолжение следует - часть 2

Категория: Мои статьи | Добавил: Shchof (05.09.2013)